21 января 2014 года в СПб ГБПОУ «Колледж электроники и приборостроения» состоялось заседание круглого стола

Дата: 
22/01/2014 13:26

21 января 2014 года в 14.00 в СПб ГБПОУ «Колледж электроники и приборостроения» состоялось заседание круглого стола  по вопросу:

Государственно-частного партнерства в образовании в рамках Круглого стола, посвященного этой тематике.

На заседании присутствовали: директор по экономике СПП СПб Попов А.Д. Член СПП СПб, президент Союза литейщиков Санкт-Петербурга Евсеев В.И. и представители промышленных предприятий, члены СПП СПб.

Рассмотрены вопросы:

  • Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве (ГЧП
  • Понятие и виды государственно-частного партнерства.
  • Участники государственно-частного партнерства.
  • Формы государственно-частного партнерства
  • Проблемы и социальные задачи, которые можно решать с помощью государственно-частного партнерства в образовании.
  • Полномочия муниципальных образований при реализации ими соглашений о государственно-частном партнерстве.
  • Полномочия субъектов Российской Федерации при реализации субъектами соглашений о государственно-частном партнерстве.
  • Концессия как форма государственно-частного партнерства
  • Механизм частно-государственного партнерства в сфере образования
  • Опыт реализации государственно-частного партнерства. 

Определение и признаки ГЧП для российских условий

На основе различных дефиниций ГЧП, приведенных выше, можно определить ГЧП как систему долгосрочных отношений между государством и представителями частного сектора по реализации определенного проекта на заранее определенных условиях распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков.

Основополагающими признаками ГЧП являются:

  • средне- и долгосрочный характер(в соответствии с рыночной практикой в области инвестиций среднесрочные проекты - длительностью от 1 года до 3 лет, долгосрочные проекты - длительностью свыше 3 лет);
  • соглашение о сотрудничестве официально оформлено (в рамках гражданско-правовых отношений (в контрактной форме) либо вне их);
  • полное или частичное финансирование со стороны частного сектора;
  • объектом является оказание общественно значимых услуг либо создание общественно значимого продукта;
  • целью соглашения является достижение "взаимной дополнительной выгоды";
  • имеет место деление доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков.

С учетом вышеизложенного ГЧП в профессиональном образовании это система долгосрочных отношений между государством (субъектами его представляющими) и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере профессионального образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков.

Из данного определения вытекают основные признаки ГЧП:

1)  средне- и долгосрочный характер отношений (на срок свыше 1 года) по осуществлению деятельности в сфере профессионального образования;

2)  представительство сторон государственным и частным сектором экономики;

3)  фиксация отношений (прежде всего правовая (контрактная) или же в форме соглашений о сотрудничестве, не связанных с возникновением гражданско-правовых обязательств);

4)  совместное объединение ресурсов для осуществления деятельности;

5)  распределение рисков, расходов и результатов между сторонами (государственным и частным сектором) в соответствии с объемами их участия в реализации проектов.

При этом необходимо учитывать особенности реализации ГЧП в сфере профессионального образования, которые проявляются в выполнении следующих обязательных условий:

1)  соблюдение приоритетов социально-экономической политики государства в сфере профессионального образования, а именно - обеспечение качественного образования и его равной доступности для всех граждан РФ, сохранение и выполнение всего объема социальных задач, стоящих перед государственными и муниципальными образовательными учреждениями (ОУ), своевременное и адекватное удовлетворение потребностей общества и экономики в высококвалифицированных трудовых ресурсах;

2)  рассмотрение каждого механизма ГЧП в качестве целостного проекта, в котором должны быть определены и зафиксированы:

  • цели и задачи механизма ГЧП;
  • порядок формирования и управления партнерской деятельностью;
  • урегулирование конфликтов интересов, система внутреннего контроля и управления рисками ГЧП;
  • порядок использования доходов и порядок распределения расходов, полученных в результате реализации ГЧП;
  • права и обязанности сторон партнерства;
  • требования к каждой из сторон партнерства;
  • условия и порядок предоставления отчетности и раскрытия информации о процессе реализации партнерской деятельности;
  • условия и порядок прекращения (расформирования) партнерства.

Участники ГЧП и их интересы

Определение ГЧП в профессиональном образовании требует ограничения круга участников, которые могут вступать во взаимодействие.

От лица государства(здесь понимается в расширительном плане, включая муниципальный уровень) могут выступать:

  • органы государственной власти, в том числе органы управления образованием, и органы местного самоуправления,
  • некоммерческие организации со стопроцентным государственным участием (государственные и муниципальные учреждения, фонды, государственные корпорации), осуществляющие деятельность в сфере образования; центральным звеном ГЧП, выступающим со стороны государства, являются государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ) или муниципальные ОУ начального, среднего и высшего профессионального образования;
  • государственные коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия, реализующие программы в сфере образования).

Со стороны частного сектора экономики в партнерские отношения могут вступать:

  • коммерческие и некоммерческие организации различной организационно-правовой формы с долевым участием государства или без его участия, в том числе негосударственные ОУ;
  • физические лица.

Отличительными чертами государственно-частного контракта, оформляющего отношения ГЧП, являются:

  • долгосрочность;
  • обязательное представительство как частного, так и государственного сектора;
  • цель - оказание общественно значимых услуг.

Структура функций и форм деятельности образовательных учреждений, через которые реализуется механизм ГЧП.

Образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы

Учреждения среднего профессионального образования

  • Деятельность по реализации образовательного процесса (программ среднего профессионального образования и иных программ при наличии лицензии)
  • Научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность
  • Инновационная деятельность
  • Финансовая деятельность
  • Хозяйственная деятельность
  • Подбор и расстановка кадров

Учреждения высшего профессионального образования

  • Деятельность по реализации образовательного процесса (программ высшего профессионального образования и иных программ при наличии лицензии)
  • Научно-исследовательская деятельность и научно-методическая деятельность
  • Финансовая деятельность
  • Хозяйственная деятельность
  • Подбор и расстановка кадров
  • Прочие виды деятельности, направленные на обеспечение функционирования и развития высшего профессионального образования

Учреждения послевузовского профессионального образования

  • Деятельность по реализации образовательного процесса (программ послевузовского профессионального образования)
  • Научно-исследовательская деятельность
  • Финансовая деятельность
  • Хозяйственная деятельность
  • Подбор и расстановка кадров
  • Прочие виды деятельности, направленные на обеспечение функционирования и развития послевузовского профессионального образования

Государство заинтересовано в развитии форм и механизмов ГЧП, т.к. реализация данных проектов служит достижению следующих целей и задач:

  • повышение интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала профессионального образования в качестве условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики России;
  • повышение эффективности управления государственным имуществом в области профессионального образования, получение значительного бюджетного эффекта, осуществление государственных расходов с большей эффективностью, достижение относительной экономии в расходовании государственных средств);
  • расширение имущественной и финансовой базы профессионального образования за счет привлечения внебюджетных источников финансирования;
  • обеспечениеконкурентоспособности образовательных программ, повышение их качества; стимулирование сближения фундаментального и прикладного компонентов в образовании; создание новых специальностей в соответствии с потребностями растущей экономики России;
  • удовлетворение динамично изменяющегося спроса на рынке труда; обеспечение широкой доступности для населения профессионального образования на всех его уровнях; усиление инновационной составляющей образования.

Интересами частного сектора в ГЧП являются:

  • получение экономических и неэкономических выгод в результате осуществления партнерских проектов;
  • получение конкурентных преимуществ;
  • повышение качества человеческого капитала;
  • распространение информации о компании в среде потенциальных наемных рабочих и потребителей продукции и услуг компании;
  • повышение эффективности бизнес-процессов за счет внедрения результатов научных разработок;
  • новые возможности для инновационного бизнеса;
  • удовлетворение потребностей в благотворительности.

Направления партнерской деятельности:

1)  управление имуществом государственных ОУ:

  • управление и распоряжение имуществом ОУ в пределах прав и с учетом ограничений, закрепленных российским законодательством, в том числе:
  • осуществление фактических и юридических действий с имуществом, закрепленным за ОУ, в интересах ОУ и на основе гражданско-правовых отношений между ним и лицом, осуществляющим управление;
  • эксплуатация и модернизация существующих объектов имущества;
  • сдача объектов имущества в аренду;
  • вклад имущества для осуществления партнерских проектов;

2)  осуществление партнерских инвестиционных проектов, преследующих коммерческие цели и направленных на расширение внебюджетных источников финансирования образовательной деятельности:

  • строительство зданий и сооружений, приобретение, установка и запуск оборудования и технологических комплексов, девелоперское освоение земельных участков, ведение хозяйственной деятельности (производство товаров, выполнение работ, предоставление услуг и др.) на контрактной основе;
  • учредительская деятельность в этой области;

3)  управление содержательным компонентом образования:

  • реализация совместных образовательных программ силами сотрудников государственных, муниципальных и негосударственных ОУ, специалистов компаний, разработка учебно-методического обеспечения;
  • проведение партнерских конференций, круглых столов, семинаров, презентаций, стажировок для повышения квалификации преподавательского состава, а также для более тесного сотрудничества между представителями практической деятельности и получателей образовательных программ;
  • издательская деятельность, нацеленная на популяризацию идей и практических решений, на основе которых осуществляется реализация различных образовательных программ;
  • создание образовательных центров или иных корпоративных институтов, направленных на осуществление программ в области подготовки или переподготовки собственных, а также сторонних кадров;

4)  экономическая поддержка образования:

  • финансирование капитальных и текущих затрат ОУ;
  • организация и финансирование стипендиальных программ для студентов;
  • организация и финансирование грантовых программ как для преподавателей, так и для студентов;
  • внедрение образовательных кредитов и различных видов льготного кредитования для людей, занятых в сфере образования;
  • организация негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников ОУ [6];

5)  научно-исследовательская и научно-практическая деятельность:

  • организация, финансирование и проведение на партнерской основе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
  • создание технополисов и технопарков [7] (организационная деятельность, финансирование, учредительская деятельность);
  • формирование предприятий инновационного типа, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий [8] (организационная деятельность, финансирование, учредительская деятельность);
  • учреждение технико-внедренческих и инновационно-технологических зон [9] (организационная деятельность, финансирование, учредительская деятельность).

Инструменты финансирования и иного стимулирования, которые могут использоваться государством в ГЧП:

  • снижение ставки по региональным и местным налогам;
  • субсидии и субвенции, предоставляемые за счет бюджетных средств бизнесу для осуществления проектов в рамках ГЧП (согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ данная возможность может быть предусмотрена федеральной или региональными целевыми программами, а также федеральными законами, органами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ). В качестве субсидии бюджетные средства предоставляются юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; в качестве субвенции бюджетные средства предоставляются юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов);
  • вклад имущества в юридические лица, в форме которых создано ГЧП (от имени государства как собственника);
  • бюджетные ассигнования (в соответствии с условиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, законодательством о государственных закупках и другими нормативными актами, регламентирующими порядок государственных расходов);
  • финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и заключение государственного или муниципального контракта на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на срок более 1 года (в соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ);
  • бюджетные кредиты (в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах);
  • выдача государственных и муниципальных гарантий (в соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса РФ государственной или муниципальной гарантией в целях настоящего Кодекса признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично);
  • инвестиционный налоговый кредит (в соответствии со ст. 66-67 Налогового кодекса РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии необходимых оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (в частности, в связи с проведением научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению (к которым могут быть отнесены образовательные услуги);
  • отсрочки или рассрочки в уплате налогов (например, в отношении ГЧП, имеющего сезонный характер деятельности, либо при наступлении рисков - оснований, перечисленных в Налоговом кодексе РФ (ст. 61-65 Налогового кодекса РФ от 31.07.98 № 146-ФЗ));
  • компенсация снижения процентной ставки по кредитам для участников ГЧП в профессиональном образовании, выданным кредитно-финансовыми организациями (данная возможность может быть предусмотрена федеральной иди региональной целевыми программами, а также федеральными законами, органами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ);
  • предоставление обеспечений по обязательствам субъектов ГЧП в профессиональном образовании, основанным на договорах кредита, займа и лизинга;
  • осуществление государственных закупок на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг) по профилю, связанному с предметом ГЧП в профессиональном образовании;
  • снижение ставки арендной платы за землю и другое имущество для коммерческих организаций - участников ГЧП в профессиональном образовании;
  • содействие в маркетинге результатов, получаемых вследствие реализации партнерских проектов в рамках ГЧП; предоставление доступа к рекламе на льготных условиях для участников ГЧП.

Инструменты финансирования, используемые бизнесом:

  • прямое финансирование, заключающееся в предоставлении ресурсов по реализации конкретного проекта (финансовые вложения в инвестиционный проект, инвестирование в уставный капитал, в строительство новых имущественных объектов, в эксплуатацию существующих имущественных объектов, предоставление средств для проведения НИОКР, финансирование целевого набора студентов и т.д.);
  • косвенное финансирование, характеризующееся объединением ресурсов для удовлетворения общих потребностей субъектов сферы образования через общественные и благотворительные фонды, в том числе эндаументы;

Механизмы распределения расходов и рисков в рамках ГЧП:

  • прямое (четкое разделение, определяемое в зависимости от объектов, сроков или этапов);
  • косвенное(примерное распределение рисков и затрат с учетом нематериальных вкладов участников);

Выгоды, получаемые участниками:

  • экономические (разделение прибыли, дивиденды, скидки, пониженные процентные ставки, новая интеллектуальная собственность, прирост имущества и др.);
  • внеэкономические(решение социальных задач; создание благоприятного имиджа компаний; укрепление интеллектуальной базы образования и человеческого капитала, используемого в сфере образования; обеспечение соответствия выпускников учебных заведений структуре спроса на рынке труда и требованиям развивающейся экономики и др.).

Классификация форм ГЧП

Классификация форм ГЧП в международной практике

В зарубежной практике классификацию форм ГЧП проводят в соответствии с принятой моделью взаимодействия государства и бизнеса (см. табл. 1).Так, в "Зеленой книге о государственно-частных партнерствах и местном законодательстве о государственных контрактах и концессиях" формы ГЧП подразделяются на:

  • ГЧП контрактного характера;
  • ГЧП институционального характера.

 

Страничка РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
Санкт-Петербургского государственного бюджетного

профессионального образовательного учреждения

"Колледж электроники и приборостроения"
смотрите по адресу: http://www.pl130.ru/page2_resurs_centr.htm