21 января 2014 года в СПб ГБПОУ «Колледж электроники и приборостроения» состоялось заседание круглого стола
21 января 2014 года в 14.00 в СПб ГБПОУ «Колледж электроники и приборостроения» состоялось заседание круглого стола по вопросу:
Государственно-частного партнерства в образовании в рамках Круглого стола, посвященного этой тематике.
На заседании присутствовали: директор по экономике СПП СПб Попов А.Д. Член СПП СПб, президент Союза литейщиков Санкт-Петербурга Евсеев В.И. и представители промышленных предприятий, члены СПП СПб.
Рассмотрены вопросы:
- Законодательство Российской Федерации о государственно-частном партнерстве (ГЧП
- Понятие и виды государственно-частного партнерства.
- Участники государственно-частного партнерства.
- Формы государственно-частного партнерства
- Проблемы и социальные задачи, которые можно решать с помощью государственно-частного партнерства в образовании.
- Полномочия муниципальных образований при реализации ими соглашений о государственно-частном партнерстве.
- Полномочия субъектов Российской Федерации при реализации субъектами соглашений о государственно-частном партнерстве.
- Концессия как форма государственно-частного партнерства
- Механизм частно-государственного партнерства в сфере образования
- Опыт реализации государственно-частного партнерства.
Определение и признаки ГЧП для российских условий
На основе различных дефиниций ГЧП, приведенных выше, можно определить ГЧП как систему долгосрочных отношений между государством и представителями частного сектора по реализации определенного проекта на заранее определенных условиях распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков.
Основополагающими признаками ГЧП являются:
- средне- и долгосрочный характер(в соответствии с рыночной практикой в области инвестиций среднесрочные проекты - длительностью от 1 года до 3 лет, долгосрочные проекты - длительностью свыше 3 лет);
- соглашение о сотрудничестве официально оформлено (в рамках гражданско-правовых отношений (в контрактной форме) либо вне их);
- полное или частичное финансирование со стороны частного сектора;
- объектом является оказание общественно значимых услуг либо создание общественно значимого продукта;
- целью соглашения является достижение "взаимной дополнительной выгоды";
- имеет место деление доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков.
С учетом вышеизложенного ГЧП в профессиональном образовании - это система долгосрочных отношений между государством (субъектами его представляющими) и субъектами частного сектора экономики по реализации проектов в сфере профессионального образования на основе объединения ресурсов и распределения доходов или неимущественных выгод, расходов и рисков.
Из данного определения вытекают основные признаки ГЧП:
1) средне- и долгосрочный характер отношений (на срок свыше 1 года) по осуществлению деятельности в сфере профессионального образования;
2) представительство сторон государственным и частным сектором экономики;
3) фиксация отношений (прежде всего правовая (контрактная) или же в форме соглашений о сотрудничестве, не связанных с возникновением гражданско-правовых обязательств);
4) совместное объединение ресурсов для осуществления деятельности;
5) распределение рисков, расходов и результатов между сторонами (государственным и частным сектором) в соответствии с объемами их участия в реализации проектов.
При этом необходимо учитывать особенности реализации ГЧП в сфере профессионального образования, которые проявляются в выполнении следующих обязательных условий:
1) соблюдение приоритетов социально-экономической политики государства в сфере профессионального образования, а именно - обеспечение качественного образования и его равной доступности для всех граждан РФ, сохранение и выполнение всего объема социальных задач, стоящих перед государственными и муниципальными образовательными учреждениями (ОУ), своевременное и адекватное удовлетворение потребностей общества и экономики в высококвалифицированных трудовых ресурсах;
2) рассмотрение каждого механизма ГЧП в качестве целостного проекта, в котором должны быть определены и зафиксированы:
- цели и задачи механизма ГЧП;
- порядок формирования и управления партнерской деятельностью;
- урегулирование конфликтов интересов, система внутреннего контроля и управления рисками ГЧП;
- порядок использования доходов и порядок распределения расходов, полученных в результате реализации ГЧП;
- права и обязанности сторон партнерства;
- требования к каждой из сторон партнерства;
- условия и порядок предоставления отчетности и раскрытия информации о процессе реализации партнерской деятельности;
- условия и порядок прекращения (расформирования) партнерства.
Участники ГЧП и их интересы
Определение ГЧП в профессиональном образовании требует ограничения круга участников, которые могут вступать во взаимодействие.
От лица государства(здесь понимается в расширительном плане, включая муниципальный уровень) могут выступать:
- органы государственной власти, в том числе органы управления образованием, и органы местного самоуправления,
- некоммерческие организации со стопроцентным государственным участием (государственные и муниципальные учреждения, фонды, государственные корпорации), осуществляющие деятельность в сфере образования; центральным звеном ГЧП, выступающим со стороны государства, являются государственные (федеральные или находящиеся в ведении субъекта РФ) или муниципальные ОУ начального, среднего и высшего профессионального образования;
- государственные коммерческие организации (государственные и муниципальные унитарные предприятия, реализующие программы в сфере образования).
Со стороны частного сектора экономики в партнерские отношения могут вступать:
- коммерческие и некоммерческие организации различной организационно-правовой формы с долевым участием государства или без его участия, в том числе негосударственные ОУ;
- физические лица.
Отличительными чертами государственно-частного контракта, оформляющего отношения ГЧП, являются:
- долгосрочность;
- обязательное представительство как частного, так и государственного сектора;
- цель - оказание общественно значимых услуг.
Структура функций и форм деятельности образовательных учреждений, через которые реализуется механизм ГЧП.
Образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы
Учреждения среднего профессионального образования
- Деятельность по реализации образовательного процесса (программ среднего профессионального образования и иных программ при наличии лицензии)
- Научно-исследовательская и опытно-конструкторская деятельность
- Инновационная деятельность
- Финансовая деятельность
- Хозяйственная деятельность
- Подбор и расстановка кадров
Учреждения высшего профессионального образования
- Деятельность по реализации образовательного процесса (программ высшего профессионального образования и иных программ при наличии лицензии)
- Научно-исследовательская деятельность и научно-методическая деятельность
- Финансовая деятельность
- Хозяйственная деятельность
- Подбор и расстановка кадров
- Прочие виды деятельности, направленные на обеспечение функционирования и развития высшего профессионального образования
Учреждения послевузовского профессионального образования
- Деятельность по реализации образовательного процесса (программ послевузовского профессионального образования)
- Научно-исследовательская деятельность
- Финансовая деятельность
- Хозяйственная деятельность
- Подбор и расстановка кадров
- Прочие виды деятельности, направленные на обеспечение функционирования и развития послевузовского профессионального образования
Государство заинтересовано в развитии форм и механизмов ГЧП, т.к. реализация данных проектов служит достижению следующих целей и задач:
- повышение интеллектуального, технологического, имущественного и финансового потенциала профессионального образования в качестве условия обеспечения устойчивого экономического роста и модернизации экономики России;
- повышение эффективности управления государственным имуществом в области профессионального образования, получение значительного бюджетного эффекта, осуществление государственных расходов с большей эффективностью, достижение относительной экономии в расходовании государственных средств);
- расширение имущественной и финансовой базы профессионального образования за счет привлечения внебюджетных источников финансирования;
- обеспечениеконкурентоспособности образовательных программ, повышение их качества; стимулирование сближения фундаментального и прикладного компонентов в образовании; создание новых специальностей в соответствии с потребностями растущей экономики России;
- удовлетворение динамично изменяющегося спроса на рынке труда; обеспечение широкой доступности для населения профессионального образования на всех его уровнях; усиление инновационной составляющей образования.
Интересами частного сектора в ГЧП являются:
- получение экономических и неэкономических выгод в результате осуществления партнерских проектов;
- получение конкурентных преимуществ;
- повышение качества человеческого капитала;
- распространение информации о компании в среде потенциальных наемных рабочих и потребителей продукции и услуг компании;
- повышение эффективности бизнес-процессов за счет внедрения результатов научных разработок;
- новые возможности для инновационного бизнеса;
- удовлетворение потребностей в благотворительности.
Направления партнерской деятельности:
1) управление имуществом государственных ОУ:
- управление и распоряжение имуществом ОУ в пределах прав и с учетом ограничений, закрепленных российским законодательством, в том числе:
- осуществление фактических и юридических действий с имуществом, закрепленным за ОУ, в интересах ОУ и на основе гражданско-правовых отношений между ним и лицом, осуществляющим управление;
- эксплуатация и модернизация существующих объектов имущества;
- сдача объектов имущества в аренду;
- вклад имущества для осуществления партнерских проектов;
2) осуществление партнерских инвестиционных проектов, преследующих коммерческие цели и направленных на расширение внебюджетных источников финансирования образовательной деятельности:
- строительство зданий и сооружений, приобретение, установка и запуск оборудования и технологических комплексов, девелоперское освоение земельных участков, ведение хозяйственной деятельности (производство товаров, выполнение работ, предоставление услуг и др.) на контрактной основе;
- учредительская деятельность в этой области;
3) управление содержательным компонентом образования:
- реализация совместных образовательных программ силами сотрудников государственных, муниципальных и негосударственных ОУ, специалистов компаний, разработка учебно-методического обеспечения;
- проведение партнерских конференций, круглых столов, семинаров, презентаций, стажировок для повышения квалификации преподавательского состава, а также для более тесного сотрудничества между представителями практической деятельности и получателей образовательных программ;
- издательская деятельность, нацеленная на популяризацию идей и практических решений, на основе которых осуществляется реализация различных образовательных программ;
- создание образовательных центров или иных корпоративных институтов, направленных на осуществление программ в области подготовки или переподготовки собственных, а также сторонних кадров;
4) экономическая поддержка образования:
- финансирование капитальных и текущих затрат ОУ;
- организация и финансирование стипендиальных программ для студентов;
- организация и финансирование грантовых программ как для преподавателей, так и для студентов;
- внедрение образовательных кредитов и различных видов льготного кредитования для людей, занятых в сфере образования;
- организация негосударственного пенсионного обеспечения сотрудников ОУ [6];
5) научно-исследовательская и научно-практическая деятельность:
- организация, финансирование и проведение на партнерской основе научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
- создание технополисов и технопарков [7] (организационная деятельность, финансирование, учредительская деятельность);
- формирование предприятий инновационного типа, венчурных фондов, бизнес-инкубаторов, центров трансфера технологий [8] (организационная деятельность, финансирование, учредительская деятельность);
- учреждение технико-внедренческих и инновационно-технологических зон [9] (организационная деятельность, финансирование, учредительская деятельность).
Инструменты финансирования и иного стимулирования, которые могут использоваться государством в ГЧП:
- снижение ставки по региональным и местным налогам;
- субсидии и субвенции, предоставляемые за счет бюджетных средств бизнесу для осуществления проектов в рамках ГЧП (согласно ст. 6 Бюджетного кодекса РФ от 31.07.98 № 145-ФЗ данная возможность может быть предусмотрена федеральной или региональными целевыми программами, а также федеральными законами, органами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ). В качестве субсидии бюджетные средства предоставляются юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; в качестве субвенции бюджетные средства предоставляются юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов);
- вклад имущества в юридические лица, в форме которых создано ГЧП (от имени государства как собственника);
- бюджетные ассигнования (в соответствии с условиями, установленными Бюджетным кодексом РФ, законодательством о государственных закупках и другими нормативными актами, регламентирующими порядок государственных расходов);
- финансирование обеспечения размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и заключение государственного или муниципального контракта на выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд на срок более 1 года (в соответствии со ст. 72 Бюджетного кодекса РФ);
- бюджетные кредиты (в соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах);
- выдача государственных и муниципальных гарантий (в соответствии со ст. 115 Бюджетного кодекса РФ государственной или муниципальной гарантией в целях настоящего Кодекса признается способ обеспечения гражданско-правовых обязательств, в силу которого соответственно РФ, субъект РФ или муниципальное образование - гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дается государственная или муниципальная гарантия, обязательства перед третьими лицами полностью или частично);
- инвестиционный налоговый кредит (в соответствии со ст. 66-67 Налогового кодекса РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии необходимых оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов (в частности, в связи с проведением научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства; осуществление внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению (к которым могут быть отнесены образовательные услуги);
- отсрочки или рассрочки в уплате налогов (например, в отношении ГЧП, имеющего сезонный характер деятельности, либо при наступлении рисков - оснований, перечисленных в Налоговом кодексе РФ (ст. 61-65 Налогового кодекса РФ от 31.07.98 № 146-ФЗ));
- компенсация снижения процентной ставки по кредитам для участников ГЧП в профессиональном образовании, выданным кредитно-финансовыми организациями (данная возможность может быть предусмотрена федеральной иди региональной целевыми программами, а также федеральными законами, органами субъектов РФ, решениями органов местного самоуправления в соответствии со ст. 78 Бюджетного кодекса РФ);
- предоставление обеспечений по обязательствам субъектов ГЧП в профессиональном образовании, основанным на договорах кредита, займа и лизинга;
- осуществление государственных закупок на поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг) по профилю, связанному с предметом ГЧП в профессиональном образовании;
- снижение ставки арендной платы за землю и другое имущество для коммерческих организаций - участников ГЧП в профессиональном образовании;
- содействие в маркетинге результатов, получаемых вследствие реализации партнерских проектов в рамках ГЧП; предоставление доступа к рекламе на льготных условиях для участников ГЧП.
Инструменты финансирования, используемые бизнесом:
- прямое финансирование, заключающееся в предоставлении ресурсов по реализации конкретного проекта (финансовые вложения в инвестиционный проект, инвестирование в уставный капитал, в строительство новых имущественных объектов, в эксплуатацию существующих имущественных объектов, предоставление средств для проведения НИОКР, финансирование целевого набора студентов и т.д.);
- косвенное финансирование, характеризующееся объединением ресурсов для удовлетворения общих потребностей субъектов сферы образования через общественные и благотворительные фонды, в том числе эндаументы;
Механизмы распределения расходов и рисков в рамках ГЧП:
- прямое (четкое разделение, определяемое в зависимости от объектов, сроков или этапов);
- косвенное(примерное распределение рисков и затрат с учетом нематериальных вкладов участников);
Выгоды, получаемые участниками:
- экономические (разделение прибыли, дивиденды, скидки, пониженные процентные ставки, новая интеллектуальная собственность, прирост имущества и др.);
- внеэкономические(решение социальных задач; создание благоприятного имиджа компаний; укрепление интеллектуальной базы образования и человеческого капитала, используемого в сфере образования; обеспечение соответствия выпускников учебных заведений структуре спроса на рынке труда и требованиям развивающейся экономики и др.).
Классификация форм ГЧП
Классификация форм ГЧП в международной практике
В зарубежной практике классификацию форм ГЧП проводят в соответствии с принятой моделью взаимодействия государства и бизнеса (см. табл. 1).Так, в "Зеленой книге о государственно-частных партнерствах и местном законодательстве о государственных контрактах и концессиях" формы ГЧП подразделяются на:
- ГЧП контрактного характера;
- ГЧП институционального характера.
Страничка РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР
Санкт-Петербургского государственного бюджетного
профессионального образовательного учреждения
"Колледж электроники и приборостроения"
смотрите по адресу: http://www.pl130.ru/page2_resurs_centr.htm