Доклад А.А.Турчака на общем собрании СПП СПб 21.04.2016

 

Уважаемые участники собрания!

Сегодня Президиум Союза и его Исполнительная дирекция отчитываются о своей работе. Не устаю повторять, что итоги нашей деятельности - это результаты коллективного труда членов Союза.

Все свои действия мы координировали с Правительством города, его комитетами. Деловые отношения сложились с Федерацией профсоюзов, с профильными комиссиями Законодательного собрания, Антимонопольным комитетом, налоговой и таможенной службами, Представительством Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе, с Уполномоченным по правам предпринимателей в Санкт-Петербурге.

За отчетный период были проведены 4 заседания Президиума, ряд конференций, круглых столов, выставок.

В прошедшем году была продолжена работа комитетов Союза. Отмечу наиболее эффективные из них. Это: Комитет по рынку труда, профессиональному образованию и стандартам (председатель - Дмитрий Чернейко), Комитет по энергетической политике и энергоэффективности (председатель - Андрей Алтухов), Комитет по экологической, промышленной и технологической безопасности (председатель - Семен Гордышевский), Комитет по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия (председатель - Галина Иванова).

Отмечу, что востребованность Союза в качестве разработчика, эксперта и площадки при выработке социально-экономической политики города многократно возросла. Многие члены Союза являются членами Общественной палаты СПб, промышленного, научно-технического, экономического советов, участвуют в работе общественных советов при комитетах Правительства, в различных комиссиях, работающих в Санкт-Петербурге.

Особые слова благодарности я бы хотел высказать наиболее активным членам нашего Союза: Владимиру Ходыреву, Владимиру Александрову, Кириллу Соловейчику, Владимиру Катеневу, Марине Гириной, Владимиру Евсееву, Елене Зонис, Владимиру Окрепилову, Александру Ватагину, Валерию Радченко, Валерию Шубареву, Владимиру Попову, Елене Церетели, Михаилу Лобину, Георгию Абелеву, Борису Иванову, Сергею Цыбукову, Павлу Плавнику, Максиму Погорелову и этот перечень можно было бы еще долго продолжать.

Сегодня можно доложить о том, что в Санкт-Петербурге на протяжении более, чем двух десятилетий сохраняется достаточно низкий уровень социально-трудовых конфликтов.

Как известно, мы первыми в стране выработали и подписали трехстороннее соглашение о социальном партнерстве - было это уже в далеком 1992 году. Разработка этого соглашения явилась предшественником ныне действующей Трехсторонней комиссии Санкт-Петербурга. В настоящее время идет подготовка «Соглашения» на предстоящий трехлетний период.

Хорошо известно, что социально - трудовые конфликты по количеству и интенсивности пропорциональны состоянию экономики: чем сложнее положение, тем их больше, и они  разрушительнее.

В 2013-2015гг. состояние промышленности характеризуется  замедлением развития, падением индекса промышленного производства и другими негативными факторами. К собственным ошибкам добавились санкции Запада. Снизился спрос на продукцию, предприятия живут в условиях финансового голода, вынуждены откладывать планы по модернизации, освоению новой техники, минимизировать издержки и даже «оптимизировать» численность.

В этих условиях   руководители предприятий и организаций нашего города крайне внимательны к  социальному климату на предприятиях, не предпринимают «резких» движений по сокращению кадров, проявляют дополнительное внимание к имеющимся у них социальным объектам (медицинским учреждениям, столовым, базам отдыха, спортивным комплексам, образовательным учреждениям).

«Петербургский метрополитен», «Адмиралтейские верфи», «Завод им. Козицкого», «Водоканал Санкт-Петербурга», «Октябрьская железная дорога», «Алмаз-Антей», «Звезда» поддерживают и развивают свои базы отдыха, детские оздоровительные лагеря.

«Ленполиграфмаш» создал центр развития научно-технического предпринимательства, который стал современным центром общения, обучения и профессионально-технического развития молодежи и малого предпринимательства.

«Силовые машины», «Радар ММС», «Центр Долевого Строительства» уже в течение нескольких лет успешно проводят конкурсы детского творчества.

Иллюстрацией результативности совместных действий могут служить примеры работы Союза с нашими монополистами. В частности, у нас действует Рабочая группа по вопросу взаимоотношений между ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и хозяйствующими субъектами.

За последние время согласован Порядок устройства узлов учета сточных вод абонентами системы водоотведения, проработан вопрос создания региональных нормативов допустимых концентраций по железу и марганцу с учетом природных особенностей водных объектов Санкт-Петербурга, уже сегодня в три раза уменьшено количество нормативов, а их значения приближены к действующим показателям, указанным в Постановлении Правительства РФ от 29.07.2013 №644 «Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Напомню ранее по Санкт-Петербургу были установлены более высокие нормативы.

 

Больше внимания мы уделяли тарифам на электроэнергию. Многое удалось сделать, однако, к сожалению, по не зависимым от нас причинам, 100% результативности в этом вопросе достичь не удалось. Мы намерены продолжать эту работу, поэтому прошу членов Союза провести оценку роста платежей за последние месяцы на своих предприятиях с учетом представленного  Комитетом по тарифам анализа платежа за электрическую энергию и мощность.

В сфере законотворческой деятельности Союз много внимания в 2015 году уделял и продолжает уделять работе над изменением закона «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». В связи с появлением федерального закона «О промышленной политике в РФ» и назревшей необходимостью корректировки городского закона по нашей инициативе была разработана новая редакция закона и представлена в Законодательное Собрание и Комитет по промышленной политике и инновациям. Осенью 2015 года проект закона обсужден на совещании у вице-губернатора Сергея Николаевича Мовчана, было принято решение о создании рабочей группы под руководством председателя Комиссии по промышленности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Юрия Арменаковича Гатчина.

Какие целы мы преследуем при корректировке закона:

Во-первых - уточнение направлений, задач и принципов промышленной политики в городе. Во-вторых - конкретизация полномочий всех участников формирования и реализации промышленной политики, включая Промышленный Совет и некоммерческие организации, объединяющие субъектов деятельности в сфере промышленности и выражающие их законные интересы. И в-третьих - конкретизация мер и механизмов  поддержки промышленности,  введение в текст городского закона статей о государственных фондах развития промышленности, о государственной информационной системе промышленности, о специальном инвестиционном контракте,  об индустриальных (промышленных) парках и технопарках, о промышленных кластерах,  о мерах стимулирования  производства промышленной продукции при осуществлении государственных закупок  для нужд города,  об особенностях применения мер стимулирования научно-производственной деятельности в оборонно-промышленном комплексе  и некоторых других.

В настоящее время рабочая группа подготовила Проект закона. На заседании постоянной Комиссии по промышленности Законодательного собрания Санкт-Петербурга 21 марта проект закона был одобрен. Мы рассчитываем, что закон будет принят в весеннюю сессию Законодательного собрания.

Важное место в реализации социально-экономической политики города принадлежит утвержденной Правительством Санкт-Петербурга 12.02.15г. «Программе первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге в 2015 году и на 2016-2017 годы», в формировании которой наш Союз принял самое активное участие.

Основные результаты нашей деятельности представлены в отчете, размещенном на сайте Союза промышленников и предпринимателей.

Теперь, уважаемые участники собрания, позвольте перейти от отчета к ситуации в экономике и стоящим перед нами задачам.

Политические реалии последних двух лет полностью вытеснили на периферию экономическую повестку: сейчас многим кажется, что проблемы в российской экономике начались в 2014 году вместе с Украиной и санкциями, а в 2015 году продолжились на фоне существенного падения цен на нефть.

Поэтому может сложиться обманчивое впечатление, что если санкции рано или поздно снимут, а цены на нефть чуть подрастут, то экономика у нас сразу вырастет.

К сожалению, это не так. Российская экономика еще в 2013 году выросла лишь на 1,3% при кажущихся сейчас фантастическими $108 за баррель, в 2014 году рост составил 0,6% - при недосягаемых ныне $98.

В прошлом году валовый внутренний продукт в России снизился на 3,9%, падение индекса промышленного производства составило 3,4%, инвестиции упали на 8,4%.

Правительство и ЦБ занимаются в основном краткосрочной тактикой - с помощью антикризисных мер стараясь не допустить пожара в банковском или реальном секторах экономики.

Отечественные предприятия и организации работают в условиях кредитно-денежной политики, кардинально отличающихся в худшую сторону от аналогичных условий в странах с развитой экономикой, с предприятиями и организациями которых нам приходится конкурировать на мировых рынках сбыта.

Изменение экономической и в первую очередь - кредитно-денежной политики представляется необходимым и неизбежным. Затягивание решения - это проигрыш в развитии, в конкуренции, в качестве жизни населения.

Главное для нас - это обеспечение возможности предприятиям всех категорий, научным организациям получать кредиты по ставке, действующей в развитых странах. При этом должны быть введены меры, исключающие переток кредитных средств в спекулятивную среду. Ещё недавно в условиях необходимости подъема экономики они использовались в США, Японии и Германии. Полезно вспомнить, что федеральный закон «О промышленной политике РФ» одной из задач промышленной политики определяет «создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности с условиями указанной деятельности на территориях иностранных государств».

За последние два года денежная масса в реальном выражении, с учетом инфляции, сократилась на 20%. У такой денежной политики (хочется перефразировать - неденежной) есть одно бесспорное следствие: гарантированное сокращение производства. За подтверждением этого вывода можно обратиться к книге классика монетаризма Милтона Фридмана «Монетарная история США». Безусловно, не только денежный фактор определяет депрессивное состояние российской экономики, но его негативное влияние очевидно.

В Санкт-Петербурге, по предварительным данным, падение индекса промышленного производства за 2015 год составило 7,3%. Напомню, что в предыдущем году падение составило 6,4%. Ситуация не может не настораживать, ведь вклад промышленного комплекса в формирование доходной части бюджетов всех уровней по сравнению с другими секторами экономики города является наибольшим - более 30%, и снижение объемов неминуемо повлечет за собой уменьшение городского бюджета.

 

Средняя номинальная заработная плата в нашем городе составила 43,7 тысяч рублей (107,9% к уровню 2014 года), превысив среднероссийский уровень на 28,9%.

Наблюдался рост уровня безработицы с 1,4% до 2,1%, однако показатель по Санкт-Петербургу остается существенно ниже среднероссийского, который составляет - 5,6%.

Следует отметить, что большинство промышленных предприятий - членов Союза в 2015 году увеличило объем произведенной продукции, к ним в первую очередь относятся такие крупнейшие как «Кировский завод», «Ленинец», «Светлана», «Красный октябрь», «Климов» и не допустило заметного сокращения численности.

Если продолжать говорить о показателях - то не могу не отметить резкий рост в прошлом году общей прибыльности предприятий - в 1,6 раза. И данная ситуация типична для всей страны - об этом недавно нам докладывал академик Аганбегян на встрече с членами Союза. Одновременно мы видим, что рост прибыльности предприятий происходит на фоне падения инвестиций - снижение на 11%. Одна из причин парадоксальности этой ситуации: это - общая неопределенность в экономике и проводимой политике. Бизнес не инвестирует, выводя свои доходы и оптимизируя собственные затраты: наблюдается «сворачивание» инвестиционных программ и финансирования текущей деятельности.

Как уже ранее отмечалось правительство города делает многое для привлечения инвестиций. Изменено законодательство для предприятий, осуществляющих крупные капитальные вложения и создающих высокоэффективные и высокооплачиваемые рабочие места, установлены льготы по налогам на прибыль, имущество, земельному налогу. Открыто единое окно по оформлению необходимых документов. Новый порядок сокращает сроки прохождения процедур по передаче инвестору городских объектов недвижимости. Предусмотрены льготы по арендной плате за землю, если на ней предприниматель возведет детский сад, школу, спортклуб или медицинское учреждение.

В городе действует Штаб по работе с предприятиями, оказывающими существенное влияние на экономику города. Утвержден перечень системообразующих предприятий из 133 организаций с закреплением за исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

В сентябре прошлого года начал работу Центр импортозамещения и локализации, делающий полезное  дело.  Это пока единственный в России центр, реализующий антикризисный план Правительства Санкт-Петербурга по росту локализации и развитию производства в городе.

Наращивание объемов производства продукции, работ, услуг на городских предприятиях и в организациях должно быть основной задачей практически всех исполнительных  органов государственной власти. Представляется целесообразным введение такого задания для всех распорядителей городского бюджета. Базовым определяющим годом должен стать 2016 год.

Наша с Вами задача - принять все меры по выправлению ситуации и обеспечению темпов роста выпуска продукции в текущем году.

Особого внимания заслуживает деятельность по формированию спроса на высокотехнологичную, инновационную продукцию. И в предыдущих комплексных программах и в Программе Санкт-Петербурга «Развитие промышленности, инновационной деятельности и агропромышленного комплекса в Санкт-Петербурге на 2015-2020 годы» имеются соответствующие мероприятия.

Направленность их верная, но эффект от них, в силу отсутствия системного подхода, к сожалению, пока мал. Полагаем, что поиск и отбор лучших инновационных продуктов, апробация инновационной продукции в реальных условиях Санкт-Петербурга должны быть нацелены на освоение промышленного производства и продвижение освоенной продукции в другие регионы России и за рубеж.

Прежде всего необходимо стремиться к привлечению федеральных источников финансирования. Бизнес и город должны объединить усилия.

Безусловно, чиновники всех уровней понимают, что инвестклимат надо улучшать. Но я бы хотел подчеркнуть, что чрезвычайно важным направлением должно быть - «стремление сократить» всевозможные, зачастую непродуманные, формы контроля государства над бизнесом. Нам нужно использовать опыт РСПП. Президент В.В. Путин поддержал инициативу РСПП о создании органа, который будет рассматривать вопросы, связанные с издержками правоприменения со стороны контролирующих и силовых структур. Уже состоялась первая встреча рабочей группы, которую возглавил глава президентской администрации Сергей Борисович Иванов и в которую вошли представители всех крупнейших бизнес-объединений России.

Многие ученые и специалисты обращают внимание на необходимость срочного перехода от пятого технологического уклада в экономике страны к шестому, причем отмечают, что даже пятый технологический уклад мы пропустили за прошедшие двадцатилетие.

Уже работают ключевые направления шестого уклада: биотехнологии, основанные на достижениях молекулярной биологии и генной инженерии, нанотехнологии, системы искусственного интеллекта, глобальные информационные сети и интегрированные высокоскоростные транспортные системы. Эти виды деятельности необходимо развивать в обязательном и приоритетном порядке.

Наш город не сможет сохранить статус научного и культурного центра, если в нем не будет условий для развития производства. Позволю здесь ещё раз процитировать известного американского ученого Элвина Тоффлера, который совершенно справедливо подчеркивал: «туда, куда уходит реальное производство с его сотнями тысяч конкретных задач, требующих изобретательности и напряжения разума - туда уйдут и наука, и образование, и финансы».

07 апреля Губернатор СПб Г.С. Полтавченко провел совещание по рассмотрению результатов выполнения в феврале - марте 2016г. мероприятий уже упоминавшейся «Программы первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге в 2015 году и на 2016-2017 годы». Особое внимание было уделено развитию обрабатывающих производств, созданию новых конкурентоспособных продуктов, повышению роли и значимости во всех сферах жизни людей труда. На это же постоянно обращает наше внимание и Президент России В.В. Путин.

Вопросы импортозамещения, необходимость резкого повышения производительности труда, интенсификация производства ставят перед нами важнейшую задачу по подготовке высококвалифицированных кадров, способных создавать и обслуживать прорывные технологии и оборудование нового поколения.

Взаимодействие предприятий и учебных заведений, осуществляемое в рамках Соглашения между Союзом промышленников, Правительством города, Советами ректоров городских вузов и директоров средних профессиональных учебных заведений Санкт-Петербурга позволит решить эту задачу. При этом особое внимание надо уделять наращиванию мощности конструкторских и технологических организаций. За время реформирования многие из них перестали существовать, а потребность в них имеется как у малого, так и у крупного бизнеса. Без них невозможно создавать инновационную продукцию.

Эта работа уже проводится в рамках формирования кластеров и новых технологических платформ. Именно современная форма кооперации бизнеса - кластеры, позволит реально создавать технологические цепочки от разработки продукции до запуска ее в серию.

В настоящее время в нашей стране активно продвигается вопрос  оценки профессиональной квалификации по государственным стандартам.

Правительством Российской Федерации внесен законопроект о независимой оценке, а также два законопроекта, которые предусматривают внесение изменений в Трудовой и Налоговый кодексы. Чтобы стимулировать компании и специалистов к участию в независимой оценке, планируется установить налоговые льготы в связи с расходами на проведение этой оценки.

Особое внимание также должно быть уделено стандартизации. В феврале этого года на ОАО «Силовые машины» мы совместно с федеральными органами провели конференцию «Стандартизация, аккредитация и оценка соответствия: новое законодательство и правоприменительная практика». Основной темой выступлений стали  вопросы, связанные с вступлением в силу Федерального закона от 29 июня 2015 года №162-ФЗ «О стандартизации в Российской Федерации». Этот закон позволяет эффективно защитить национальные рынки от недобросовестной конкуренции, фальсифицированной и опасной продукции. Он открывает новые возможности для промышленности и позволит значительно упростить, оптимизировать систему технической регуляции, а также процессы установления обязательных требований в области безопасности через ссылки на стандарты.

Содействие развитию бизнеса можно сформулировать достаточно простым требованием: «Искать и находить рынки сбыта - продавать, продавать и еще раз продавать». Но продавать нужно свою наукоемкую и высокотехнологичную отечественную продукцию, а не импортную через систему многочисленных посредников.

Что еще предлагает наш Союз по стимулированию развития промышленности города.

Во-первых - более эффективно использовать «Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга». Союз считает, что в соответствии с требованиями действующего закона «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга» и Положением о городском Промышленном совете принципы и регламент работы Фонда, его нормативные документы должны быть рассмотрены на заседании Промышленного совета. Представители работодателей должны составлять не менее половины состава Наблюдательного совета Фонда.

Предлагаю членам Союза внимательно проанализировать возможности не только нашего Фонда, но и федеральных фондов.  В настоящее время действуют около 40 федеральных институтов поддержки и развития бизнеса, на счетах которых находятся до 400 млрд. руб. Мы для Вас на сайте Союза разместили информацию о всех возможностях привлечения федеральных бюджетных средств. При действующих банковских ставках, этот источник в настоящее время является наиболее реальным способом привлечения внешних инвестиций в модернизацию наших предприятий.

Второе - городской заказ.

Союз промышленников и предпринимателей рассматривал и рассматривает государственный заказ Санкт-Петербурга как эффективное средство поддержки промышленности. А это ни много ни мало - 200 миллиардов рублей. Данный вопрос на протяжении последних лет постоянно поднимался. Получили мы существенный прогресс только после того, как Губернатор Г.С. Полтавченко лично акцентировал внимание на этой задаче. По его указанию Правительство города стало оценивать и контролировать закупки наших ГУПов, результат не заставил себя ждать! Доля закупаемого импортного оборудования ГУПами в прошлом году по сравнению с 2014, значительно снизилась.  В частности, у ГУП «Ленсвет» с 5% до 2%, у ГУП «ТЭК Санкт-Петербурга» с 10% до 2%, а у ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» с 30% до 5%. Это замечательно. Но мы, откровенно говоря,  заинтересованы, чтобы городские ГУПы отчитывались по нормам закупки не только российской продукции, а прежде всего нашего, петербургского производства.

Необходимо, чтобы государственные заказчики Санкт-Петербурга по инфраструктурным проектам, по социальным объектам (жилье, больницы, детские сады, их капитальный ремонт) работали с исполнителями, понуждая их в максимальной степени ориентироваться на продукцию, работы и услуги  предприятий и организаций города.

Совсем коротко, в рамках дозволенного, о Гособоронзаказе и имеющихся проблемах, возникших в связи с началом действий изменений ФЗ «О государственном оборонном заказе», внесенных федеральным законом №159-ФЗ от 29.06.2015. вопрос достаточно острый для многих предприятий СПб: в городе действуют свыше 130 предприятий и организаций, внесенных в Реестр предприятий ОПК, плюс большое количество соисполнителей ГОЗ. Мы уже поднимали вопросы, связанные с сокращением и ликвидацией на многих предприятиях самостоятельных военных приемок.

Значительное увеличение сроков рассмотрения и согласования технических, договорных и ценовых документов со стороны ВП негативно сказывается на сроках подготовки и проведении конкурсных процедур, открытии финансирования и проведении окончательных расчетов за поставленную продукцию. Теперь к этому добавились банковские структуры и антимонопольный комитет.

Предприятия Санкт-Петербурга сегодня способны бороться за значительный объем Гособоронзаказа, но нам нужна постоянная конструктивная поддержка и помощь Правительства города, что позволит целенаправленно и планово вести эту работу.

Не менее тревожное положение складывается с военной наукой. Но это тема отдельного разговора.

 Уважаемые коллеги!

Вы, наверное, заметили, что деятельность нашего головного органа - Российского Союза промышленников и предпринимателей смещается в сторону объединения работодателей. Это логично. Тем более, что федеральный закон «Об объединениях работодателей» претерпел заметные изменения в сторону увеличения обязанностей работодателей и их прав.

Считаю, что обозначенные мною задачи требуют изменений и в подходах деятельности нашего Союза. Опираясь на успешный опыт РСПП, предлагается в целях более тесной работы с Правительством и концентрации усилий Союза на ключевых направлениях социально-экономического и научно-промышленного развития Санкт-Петербурга сформировать Бюро.

Предыдущие кризисы показали, что бизнес может приспособиться практически к любой ситуации в экономике. Но 2016 год точно будет непростым, а главное, непредсказуемым. Слишком многое зависит от внешних факторов. Ожидания бизнеса на 2016 год достаточно тревожные с точки зрения оценки геополитической, макроэкономической и микроэкономической ситуации. Тем не менее бизнес - это наиболее оптимистическая часть нашего общества, поэтому исходим из худшего, но надеемся на лучшее.

Вряд ли можно ожидать в 2016 году рывка, но подготовиться к рывку мы обязаны. Необходимо учитывать, что импортозамещение - это производство конкурентоспособной на внешнем рынке продукции, а не вытеснение импорта с внутреннего рынка отечественными товарами низкого качества. Сейчас политика импортозамещения уже дает первые результаты.

Завершая доклад, хотел бы ещё раз отметить, что именно мы с Вами несем основную ответственность перед горожанами за будущее социально-экономическое развитие нашего региона. Надеюсь, что в последующих выступлениях будут даны конкретные рекомендации Президиуму Союза, высказаны предложения в адрес законодательной и исполнительной власти региона, предложены  пути совершенствования хозяйственного механизма Санкт-Петербурга.

Благодарю за внимание!