Доклад А.А.Турчака на общем собрании членов СПП СПб 18.04.2013

Сегодня президиум Союза и его исполнительная дирекция отчитываются о проделанной работе. Хочу отметить, что итоги нашей деятельности - это результаты коллективного труда практически всех членов Союза.

Я назову имена наиболее активных членов нашего предпринимательского сообщества, деятельность которых оказала непосредственное влияние на все стороны городской экономики. Это: Владимир Александров, Владимир Ходырев, Юрий Трусов, Владимир Васильев, Владимир Катенев, Сергей Бодрунов, Михаил Лобин, Елена Церетели, Валерий Радченко, Владимир Окрепилов, Леонид Вайсберг, Владимир Гарюгин, Виктор Николаев, Валерий Шубарев, Владимир Шамахов, Геннадий Локотков, Роман Пастухов, Кирилл Соловейчик, Борис Петров, Анатолий Фомичев, Виктор Степов, Сергей Цыбуков, Владимир Джикович, Дмитрий Никитин, Наталья Молчанова, Вячеслав Рутштейн. И этот перечень можно было бы продолжить. Хотел бы особо отметить исполнительную дирекцию во главе с Виктором Ивановым.

Важное место в сохранении и упрочении стабильности в обществе по праву принадлежит 3-х сторонней комиссии.

Хотелось бы высказать слова благодарности Владимиру Дербину за выдержанную и вместе с тем требовательную позицию в отношениях с работодателями.

Все свои действия мы координировали с Правительством города, его комитетами. Деловые отношения сложились с профильными комиссиями Законодательного собрания, Антимонопольным комитетом, налоговой и таможенной службами, Представительством Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

За отчетный период были проведены 4 заседания Президиума, ряд конференций, круглых столов, выставок.

Уважаемые коллеги! Основные результаты нашей деятельности приведены в находящейся у Вас брошюре. В связи с этим я остановлюсь только на новых наиболее важных направлениях работы Президиума и исполнительной дирекции.

В качестве одной из особенностей прошедшего периода можно назвать укрепление принципа коллегиальности, прежде всего за счет  образования комитетов при Союзе. Это позволило привлечь к решению вопросов большее число наших членов.

Второе отличие - это повышение роли членов Союза в социально-экономической и хозяйственной жизни города. Многие из Вас включены в состав советов, комиссий и рабочих групп, образованных при Губернаторе и правительстве города. Это: Общественный, Промышленный, Научно-технический, Экономический, Инновационный и Градостроительный Советы, а также Совет при полномочном представителе Президента РФ в СЗФО, и целый ряд других общественный образований.

15 июня 2012 года впервые в заседании Президиума приняли участие высшие хозяйственные руководители России, Белоруссии и Казахстана. На заседании были заслушаны и обсуждены  сообщения:

- Председателя Правительства Российской Федерации  Д.А. Медведева,

-     Премьер-министра Республики Беларусь  М.В. Мясниковича,

-     Премьер-министра Республики Казахстан К.К. Масимова,

- заместителя Председателя  Правительства России  А.В. Дворковича,

-    Президента РСПП А.Н. Шохина.

28 февраля на расширенном заседании Президиума Союза промышленников и предпринимателей мы приняли Программу действий по выполнению стратегических задач, определенных в майских Указах (2012 года) и последующих выступлениях и директивных документах Президента РФ В.В. Путина.

Мы поддержали требования Президента России о том, что нужна новая экономика с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой.

Ключевым вопросом является  создание не просто благоприятного, а в полном смысле лучшего, конкурентного инвестиционного климата.

В связи с этим мы просили Правительство города принять дополнительные меры по обеспечению поддержки научных и промышленных предприятий в их борьбе за получение и своевременное и качественное решение имеющихся и возникающих вопросов Госзаказа. Здесь все наши старые проблемы - конкурсы, контракты, цены, авансирование, комплектация, кредитование.

В среднесрочной перспективе (три-четыре года) - это инвестиции в основные фонды.  Напомню, что в целом износ основных фондов в промышленности на уровне 40%. 

Это не только конкурентоспособность, это еще и важнейший вопрос привлечения кадров в промышленность. Не пойдет современная молодежь работать на оборудовании и технологиях середины прошлого века, на котором невозможно выпускать современную технику. Если такое положение будет сохраняться, мы потеряем не только свою долю мирового рынка, но и отечественный  рынок. Какой должна быть ежегодная динамика инвестиций в промышленность? Если исходить из задач, поставленных Президентом РФ, то на уровне 115-120% в год. Каковы потенциально возможные источники инвестиций? По большому счету их два. Это средства  предприятий и средства федерального бюджета, поступающие на реализацию федеральных целевых программ. Кредитование я опускаю, так как средняя ставка кредитования для большинства предприятий не подъемна. 

Главное - это средства федеральных целевых программ. Статистические данные показывают, что по большинству объектов выделенные средства не осваиваются. Представляется, что вмешательство и поддержка Правительства города в этом вопросе просто необходима. Инвестиции - это занятость, это налоги, это социальная стабильность. Предлагаю на одном из заседаний правительства, с приглашением заказчиков из федеральных министерств, обсудить итоги работы по ФЦП в 2012 году и определить задачи на 2013 и последующие годы.

И, наконец, в долгосрочной перспективе необходимо уделить особое внимание инновациям и развитию науки: как отраслевой, вузовской, академической, так и военной. 

Зачастую роль промышленности сводят к источнику дохода бюджета, к фактору занятости, к фактору роста ВРП. Действительно, по величине прибыли и налога на прибыль на одного работающего, промышленность превосходит все остальные виды экономической деятельности - торговлю, транспорт, строительство и так далее. Но не это представляется главным. Только промышленность и связанная с ней наука дают принципиальную возможность развития страны в качестве современной и суверенной державы.

О чем свидетельствует мировая экономика 21 века? О полном провале теории постиндустриального развития. Америка перевела в Китай 34 тысячи промышленных предприятий в погоне за сиюминутной выгодой от более дешевой рабочей силы. В результате Китай заполонил Америку своими товарами. Покупая весь этот китайский импорт США по сути субсидирует его экономику, так как туда же уходят рабочие места, налоги, инновации, инвестиции. В результате Китай стал второй в мире экономикой. Не случайно Президент Обама поставил задачу по реиндустриализации страны. Для этих целей он намерен также использовать вступление России в ВТО. Президент США отметил: «Членство России в ВТО позволит снизить тарифы и улучшить международный доступ на российский рынок услуг, сделает Россию подотчётной системе правил, управляющих международным торговым поведением, а также предоставит средства использовать эти правила. Присоединение России к ВТО даст возможность увеличить экспорт для американских производителей и фермеров, которые, в свою очередь, получат высокооплачиваемые рабочие места в США. Россия также открывает свой рынок услуг в секторах, приоритетных для американских компаний, включая аудиовизуальный, телекоммуникационный, финансовый, компьютерный и сектор розничной торговли». Одновременно Барак Обама направил в Конгресс законопроект по созданию на территории США новых рабочих мест и стимулированию производства на сумму 447 млрд. долларов.

К сожалению в то время, когда Китай, Индия и Бразилия начали активно реализовывать свой научно-технический потенциал, в том числе используя советский опыт, Россия утратила многое из ранее приобретенного.

Подтверждается вывод нобелевского лауреата по экономике Э. Тоффлера: без промышленности страна постепенно, но неуклонно лишается и мозгов, и статуса финансового центра. Все идет туда, где работает индустрия. В частности,  процесс миграции наших ученых в Америку и Европу подтверждает этот тезис. Специалисты Российской академии наук провели исследование, которое позволяет выявить причины современной «научной миграции» из России. Оказалось, что ученых за рубеж привлекает не только зарплата (на родине она может быть и выше), а в первую очередь востребованность результатов их труда, отсутствие бюрократии в научной работе и гармоничное общественное устройство.

Недавно Евросоюз заявил: хватит нам развивать научно-промышленный потенциал Азии. Нам нужна промышленность в Европе. Конкретным мероприятием в этом направлении стала работа в области так называемых ключевых перспективных технологий производства, которые должны обеспечить промышленности Европы конкурентоспособность.

Многие иностранные и отечественные ученые
отмечают, что происходящий экономический кризис - это закономерный процесс, связанный с необходимостью смены технологических укладов, переходом от пятого уклада к шестому, базирующемуся на открытиях в областях биотехнологий, нанотехнологий. Если говорить о России, то приходится констатировать, что становление пятого технологического уклада мы пропустили в процессе псевдореформирования экономики. Необходимо, прежде всего, комплексное развитие всех отраслей оборонной промышленности, которая всегда являлась локомотивом научно-технического прогресса.

В очередной раз приведу ссылку на доклад ответственного руководителя МО США по размещению оборонных заказов Фрэнка Кендалла на слушаниях в американском Сенате. В докладе было заявлено: «Технологическое превосходство Вооруженных сил США над армиями других стран является залогом успешного решения задач по обеспечению национальной безопасности Америки. Для поддержания достигнутого уровня развития вооружения и военной техники Министерство обороны непрерывно направляет свои усилия на развитие и укрепление структур национальной оборонной и гражданской промышленности, государственных лабораторий и академических подразделений, обеспечивающих Пентагон результатами последних изысканий научного и технологического характера, которые должны или могут быть использованы в военной сфере».

Далее он заверил Сенат в том, что Пентагон всеми силами старается сохранить команды специалистов в промышленности, способные конструировать и производить основные системы вооружений. Это обусловлено тем, заявил Кендалл, что длительные перерывы в реализации военных программ могут привести к утрате соответствующих навыков той части специалистов, которая ориентирована на выполнение заказов ВС США. На восполнение потери таких специалистов потребуются огромные усилия по обучению целого поколения американцев, или даже не одного, профессиональным навыкам, необходимым для эффективной работы в военной промышленности и других отраслях национальной экономики.

Напомню высказывание нашего земляка, кандидата в Президенты РАН, лауреата Нобелевской премии Ж. Алферова: «Сегодня в России нет более важной задачи, чем развитие науки и образования. Это на самом деле вопрос жизни и смерти нашей страны. Если мы не сможем по-настоящему возродить высокотехнологичные отрасли промышленности, то так и останемся тем, во что мы уже превращаемся - сырьевой колонией других государств».

В связи с этим требует пересмотра проводящаяся реформа системы образования, прикладной, академической и военной науки. Важнейшие вопросы, на которые необходимо обратить пристальное внимание, причем в оперативном порядке, это:

-  создание национальных исследовательских центров, в    которых   объединяются университеты и НИИ;

- усиление роли советов генеральных и главных конструкторов, а также академических институтов при принятии судьбоносных для страны  решений;

-   выделение государственных средств на НИР и ОКР;

-  резкое увеличение в аппаратах Министерств и ведомств доли профессионалов - грамотных технических  специалистов, уход от практики назначения на должности генеральных и  главных конструкторов различного рода менеджеров, далеких от знания  предмета;

-   анализ работы госкорпораций, равных условий с частными предприятиями, в том числе и в ОПК.

Важное место в социально-экономическом развитии нашего города принадлежит малому и среднему бизнесу. Недавно состоялось заседание Общественного Совета по развитию малого предпринимательства при Губернаторе Санкт-Петербурга, на котором были даны соответствующие поручения руководителям комитетов и главам районных администраций по решению поднятых малым бизнесом проблем.

Вместе с тем, хотелось бы ещё раз заострить внимание на двух вопросах, сдерживающих развитие малого бизнеса.

Эта ситуация вызванная вступлением в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и частичном ограничении режима потребления электрической энергии»,  в соответствии с которым изменен порядок применения расчетных способов определения платы за потребленную электроэнергию при выявлении фактов безучетного и бездоговорного потребления.

В Санкт-Петербурге по данным «Петербургской сбытовой компании» и ООО «Энергия Холдинг» по безучетной системе работает более 15000 субъектов малого бизнеса. Такое количество связано со сложностями технологического подключения малых предприятий к энергосетям. Срок подключения занимает от 6 месяцев до 1 года и требует значительных финансовых средств.

Растут взаимные претензии потребителей энергоресурсов и поставщиков, повышается плата за услуги монополистов. Справедливо, на недавно прошедшем президиуме Союза, были высказаны замечания по реформе электроэнергетики и правилах функционирования оптовых рынков, формированию цены на электроэнергию,  перекрестному субсидированию, проблемам подключения к энергосетям.

Все это приводит к излишним спорам, потерям времени и средств, снижает нашу конкурентоспособность.

Только совместными усилиями при поддержке Правительства Санкт-Петербурга мы можем и должны сформировать новый порядок, сделать его прозрачным, чтобы всем был понятен механизм ценообразования на энергоресурсы.

Есть надежда на то, что созданный в феврале 2013 года всероссийский некоммерческий общественный Проект «Энергопотребитель РФ», направленный на устранение барьеров взаимодействия предприятий ТЭК и конечных потребителей, станет реальным помощником бизнеса. При участии Союза промышленников и предпринимателей создаётся региональный центр Проекта. Первая задача созданного некоммерческого партнерства, на наш взгляд, должна быть в инициировании внесения изменений в Постановление № 442, которые позволят при заключении договоров на электроснабжение для субъектов малого и среднего бизнеса предусматривать переходный период не менее 1 года. Применять расчетные способы определения объемов безучетного и бездоговорного потребления электрической энергии, установленные Постановлением № 442 к правоотношениям, возникшим с апреля 2012г. Хочу подчеркнуть, что деятельность Некоммерческого партнерства «Потребителей энергоресурсов» охватывает только взаимоотношение на рынках топливно-энергетических ресурсов и направлена на поддержку потребителей.

И второй вопрос - это выкуп, арендуемых помещений добросовестными арендаторами.

Эта процедура регулируется Федеральным Законом от 22.07.2008 №159, а также Законами Санкт-Петербурга
№ 748-137 от 03.12.2008 и № 741-6 от 19.01.2011.

Многие проблемы в данной процедуре на региональном уровне удалось решить, в том числе благодаря работе Общественного Совета, так был увеличен метраж выкупаемых объектов до 500 кв.м., срок выкупа продлен до 3-х лет. Изменения, принятые на федеральном уровне, сделали процесс ещё более либеральным. Однако и здесь ещё остаются проблемы. Так:

-  КУГИ Санкт-Петербурга сформирован перечень из 22 магистралей. Выкуп помещений, расположенных в зданиях на указанных магистралях, фактически запрещен. Речь идет о наиболее ликвидных объектах городского хозяйства, в него входит более 3 тыс. помещений - это же касается и приватизации имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления;

-  Крайне сложна процедура исключения помещений из перечня, составляющего Фонд социально значимых объектов;

-     Применение действующей методики определения выкупной стоимости объектов, по мнению бизнес-сообщества, приводит к необоснованному завышению их цены.

Наш транспортный Союз во главе с В.Я. Ходыревым многое сделал для улучшения транспортного обеспечения жизнедеятельности предпринимательского сообщества. Эту работу необходимо продолжить не только в масштабах Санкт-Петербурга, но и всего Северо-Западного региона. Необходимо разработать Программу развития транспортно-логистического комплекса региона. Северный морской путь, Балтийское море, речное сообщение, сухопутные границы со странами Европы, железнодорожное, морское и авиационное сообщение с Азиатским континентом и многое другое требует комплексного научного подхода и больших финансовых и материальных затрат. А это опять рабочие места, зарплаты, налоги и т.д. Железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские и речные перевозки, метрополитен и новые средства передвижения - всё это должно быть выстроено в единую технологическую цепочку, в т.ч. и производители транспортных средств. Важное место в решении этих задач принадлежит нашим законодателям, МВД, таможенной, пограничной, санитарной и антинаркотической службам.

Вы знаете, что нынешний год согласно Указу Президента России от 10.08.2012 №1157 объявлен годом охраны окружающей среды.

Подписано распоряжение от 27 декабря 2012 г. №2552-р, согласно которому утверждена государственная программа Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы.

К сожалению сложившаяся в России система экологических норм и механизмов регулирования не опирается на четко прописанную нормативную базу, забюрокрачена, обладает высокой степенью коррупциогенности. Последние законодательные инициативы, требующие от субъектов хозяйственной деятельности применять лучшие с экологической точки зрения технологии, приводят к росту штрафов, поскольку оставляют слишком много возможностей для толкования. А это приводит иногда к абсурдным требованиям по очистке - «лучше природного уровня».

10 апреля 2013 года Владимир Владимирович Путин на совещании по вопросу о стимулировании переработки отходов производства и потребления сказал: «...утилизация отходов, их вторичное использование - сложный, но очень перспективный вид предпринимательской деятельности. Мы должны создать условия для того, чтобы в эту сферу пришли инвесторы, компании, представляющие малый и средний бизнес... Ситуация сегодня такова, что внятные экономические стимулы для комплексной переработки отходов попросту отсутствуют».

Уверен, что сказанное в полной мере относится к проблемам нашего региона и становится важнейшей задачей для всех видов экономической деятельности. Широкое использование вторичных ресурсов, рециклинг производства и потребления- неотъемлемая часть перехода к шестому технологическому укладу.

На ряд проблем в сфере переработки бытовых отходов обратил внимание властных структур города, созданный в Союзе промышленников Комитет по экологической, промышленной и технологической безопасности Председатель Гордышевский С.М.

Мы должны нести  солидарную ответственность за происходящее в экологии и не пытаться выискивать только односторонние выгоды.

Как известно в нашем городе создана одна из самых мощных в стране архитектурно-строительная отрасль.

Однако, как показывают итоги 2012 года, объемы ввода жилья в Санкт-Петербурге сократились  более чем на 5% по сравнению с предыдущим периодом. Это связано прежде всего с тем, что в течение прошлого года было утверждено наименьшее за последние годы количество проектов планировки территорий.

Сегодня в Санкт-Петербурге спрос на жилье формируется главным образом за счет запросов жителей города. Текущая статистика показывает, что более 75% всех квартир в новостройках приобретаются жителями Петербурга, около 7% - жителями Ленинградской области, а остальные 18% - иногородними покупателями. При этом спрос со стороны горожан остается стабильно высоким на протяжении последних лет.

Если наметившееся снижение объемов ввода жилья продолжится, то в ближайшей перспективе это приведет к дефициту строящегося жилья, и как результат, к повышению стоимости квадратного метра, сначала на первичном, а затем и на вторичном рынках. Кроме того, произойдет сокращение рабочих мест, а также снижение налоговых поступлений в бюджет Санкт-Петербурга от компаний строительной отрасли. Помимо этого, большая доля строительных компаний - представителей малого бизнеса будет вынуждена перепрофилироваться, а часть организаций и вовсе уйдет с рынка.  

Необходимо предпринять неотложные меры, направленные на поддержку развития строительства в Санкт-Петербурге и сохранение стабильных объемов ввода жилья в городе.

Это важно и в связи с острейшей проблемой обустройства огромного количества мигрантов. Для этих целей необходимо активно развивать строительство арендного жилья и доходных домов.

В последнее время очень остро встает вопрос незаконной миграции трудовых ресурсов. Особенно в ЖКХ, торговле, транспорте, строительстве, сфере услуг. Необходим управляемый процесс привлечения мигрантов. Руководители Германии, Франции, других европейских стран официально признали, что насытились нерегулируемой миграцией и создали очень жесткие квоты. Предназначены они прежде всего для людей с хорошим образованием, квалификацией, желательно близких ментально.

Для решения этой задачи мы сейчас рассматриваем целесообразность создания на базе Союза единой рекрутинговой площадки, где будут предоставляться членам объединения работодателей рекрутинговые услуги, обучение и повышение квалификации прежде всего мигрантов. Сегодня социально-трудовые и связанные с ними экономические отношения должны быть для работодателей основными, приоритетными, требующими ежедневного внимания. Мы обязаны осознавать ответственность за социальную обстановку как на предприятии, так и в городе.

На прошлогоднем собрании мы договорились с Вами о необходимости создания на основе Федерального закона от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника» (так называемая процедура медиации), специализированной структуры, которая взяла бы на себя эти функции. Наш Юридический комитет подготовил все организационно-распорядительные документы и готов сегодня доложить собранию.

На мой взгляд, создание этой структуры при Союзе промышленников должно придать нашему объединению дополнительные качественные характеристики, сможет реально оказывать содействие в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих с участием предприятия, входящего в состав Союза. Сокращение сроков рассматриваемых споров, существенное снижение затрат на добросовестное и честное рассмотрение спора, возможность предоставлять любые доказательства и пояснения в защиту своей позиции - все это должно сделать данную процедуру разрешения споров привлекательной.

Завершая свой доклад, хотел бы ещё раз подчеркнуть, что именно мы с Вами несем основную ответственность перед горожанами за будущее социально-экономическое развитие нашего региона. Надеюсь, что в последующих выступлениях будут даны конкретные рекомендации Президиуму Союза, высказаны предложения в адрес законодательной и исполнительной власти региона, показаны пути совершенствования хозяйственного механизма Санкт-Петербурга.

Благодарю за внимание!