Выступление А.А.Турчака 18.02.13 на совещании КППИ

18 февраля 2013 года

Комитет по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга

Выступление А.А.Турчака на совещании по обсуждению актуальных вопросов формирования, финансирования и исполнения промышленными предприятиями Санкт-Петербурга государственного оборонного заказа в 2013 году.

Уважаемые коллеги!

В своем выступлении хочу заострить Ваше внимание на  ключевых вопросах, решение которых должно обеспечить рост конкурентоспособности предприятий ОПК нашего города.

Прежде всего это поддержка со стороны Правительства города научных и промышленных предприятий в их борьбе за получение и своевременное и качественное решение имеющихся и возникающих вопросов Гособоронзаказа. Здесь все наши старые проблемы - конкурсы, контракты, цены, авансирование, комплектация, кредитование. Все выше перечисленные вопросы должны найти свое решение в первой половине 2013 года.

В среднесрочной перспективе (три-четыре года) - это инвестиции в основные фонды. Напомню, что в целом износ основных фондов в промышленности на уровне 40%.

Это не только конкурентоспособность, это еще и важнейший вопрос привлечения кадров в ОПК. Не пойдет современная молодежь работать на оборудовании и технологиях середины прошлого века. На старом оборудовании и старых технологиях невозможно выпускать современную военную технику. Если такое положение будет сохраняться, мы потеряем не только свою долю мирового рынка, но и отечественный рынок. Какой должна быть ежегодная динамика инвестиций в ОПК? Если исходить из задач, поставленных Президентом РФ, то на уровне 115-120% в год. Каковы потенциально возможные источники инвестиций? По большому счету их два. Это средства предприятий и средства федерального бюджета, поступающие на реализацию федеральных целевых программ. Кредитование я опускаю, так как средняя ставка кредитования для большинства предприятий ОПК не подъемна.

Остаются средства федеральных целевых программ. Статистические данные показывают, что по большинству объектов выделенные средства не осваиваются. В связи с этим представляется, что вмешательство и поддержка Правительства города в этом вопросе просто необходима. Инвестиции - это занятость, это налоги, это социальная стабильность. Было бы неплохо на одном из закрытых заседаний правительства, с приглашением заказчиков из федеральных министерств, обсудить итоги работы по ФЦП в 2012 году и определить задачи на 2013 и последующие годы.

И, наконец, в долгосрочной перспективе необходимо уделить особое внимание инновациям и развитию науки: как отраслевой, вузовской, академической, так и военной. Ведь именно наука формирует ТТЗ и облик современных средств и систем В и ВТ, разрабатывает принципы и способы боевого применения создаваемого вооружения. Здесь также много проблем. Минобороны через свои научные институты, исходя из планов развития вооруженных сил должно формировать заказ на конкретные виды вооружения. Эти запросы направляются в наши головные институты и конструкторские бюро. На основе совместных проработок должна создаваться Программа, как минимум на десять лет вперед. Обязательно должны быть разработаны и утверждены пятилетние планы производства вооружений, это особенно важно для выпуска изделий с длительным циклом изготовления. На этой основе можно планировать развитие, брать длинные кредиты и создавать современную технологию производства.

Программа должна предусматривать развитие научно- технологической, испытательной, нормативно-правовой базы, подготовку и закрепление специалистов, как рабочих так и научных и инженерных кадров. И это не какие-то надуманные требования, это требования сегодняшнего дня по обеспечению безопасности и целостности страны. В подтверждение вышесказанного приведу ссылку на доклад ответственного руководителя МО США по размещению оборонных заказов Фрэнка Кендалла на слушаниях в американском Сенате. В докладе было заявлено: «Технологическое превосходство Вооруженных сил США над армиями других стран является залогом успешного решения задач по обеспечению национальной безопасности Америки. Для поддержания достигнутого уровня развития вооружения и военной техники Министерство обороны непрерывно направляет свои усилия на развитие и укрепление структур национальной оборонной и гражданской промышленности, государственных лабораторий и академических подразделений, обеспечивающих Пентагон результатами последних изысканий научного и технологического характера, которые должны или могут быть использованы в военной сфере».

Далее он заверил Сенат в том, что Пентагон всеми силами старается сохранить команды специалистов в промышленности, способные конструировать и производить основные системы вооружений. Это обусловлено тем, заявил Кендалл, что длительные перерывы в реализации военных программ могут привести к утрате соответствующих навыков той части специалистов, которая ориентирована на выполнение заказов ВС США. На восполнение потери таких специалистов потребуются огромные усилия по обучению целого поколения американцев, или даже не одного, профессиональным навыкам, необходимым для эффективной работы в военной промышленности и других отраслях национальной экономики, связанных с созданием систем и средств ВВТ.

Я думаю, что комментарии здесь излишни.

В связи с этим требует обоснования проводящаяся реформа системы образования, прикладной, академической и военной науки. Важнейшие вопросы, на которые необходимо обратить пристальное внимание, причем в оперативном порядке, это:

  • создание национальных исследовательских центров, в которых объединяются университеты (кадровое обеспечение) и НИИ (научное обеспечение).
  • выделение государственных средств на НИР и ОКР.
  • резкое увеличение в службах генеральных заказчиков МО РФ доли профессионалов, грамотных военных и технических специалистов.
  • уход от практики назначения на должности генеральных и главных конструкторов ОПК различного рода «специалистов», далеких от знания предмета, которым собираются руководить.
  • усиление роли советов генеральных и главных конструкторов систем оружия.
  • анализ работы госкорпораций в ОПК.

В заключение хочу сказать следующее: повестка нашего сегодняшнего заседания - это задания текущего 2013 года, но я ставлю сегодня вопросы среднесрочной и долгосрочной перспективы в связи с тем, что если мы не будем заниматься среднесрочной и долгосрочной программой развития ОПК, то через некоторое время исчезнет и краткосрочная. Спасибо Президенту России, 29.12.12 принят Федеральный закон № 275 «О государственном оборонном заказе». Это действительно очень нужный, кардинальный шаг вперед, который дает нам возможность в рамках этого Закона, уже в распоряжениях Правительства, подзаконных актах и других организационно- распорядительных документах найти решение всех ранее перечисленных вопросов и проблем. Роль исполнительной и законодательной власти города и конечно руководителей предприятий городской оборонки в подготовке, выпуске и реализации этих документов чрезвычайно важна.

Спасибо за внимание.