Интервью М.А.Лобина журналу "Деловая карта России"

Журнал "Деловая карта России" 2021 

О новых возможностях системы межотраслевой технологической кооперации

О ситуации в промышленности Санкт-Петербурга, важности взаимодействия друг с другом участников процесса и о том, каков он - современный рабочий, мы беседуем с Михаилом Лобиным, генеральным директором Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга.

Мы, на самом деле, многое можем делать сами. Та же пандемия показала, как быстро мы поставили на поток производство различной медицинской техники, аппаратов, средств индивидуальной защиты. И сегодня у предприятий есть еще целая серия разработок в области медицинской техники».

- Михаил Александрович, как Вы считаете, почему, несмотря на новые технологии, цифровизацию, производительность труда в некоторых отраслях промышленности сегодня ниже, чем в Советском Союзе?

- Начнем с того, что процесс цифровизации напрямую влияет на производительность труда. Она делает свое конкретное дело: создает новые программные продукты, которые связаны с технологией производства, с конструированием и так далее. Безусловно, цифровизация влияет на себестоимость продукта, сроки выполнения заказа и выпуск конкретного продукта. Все это как бы хорошо. Но в последнее время мы сталкиваемся с таким явлением - наши предприятия начинают возвращаться к натуральному хозяйству. Многие руководители говорят, мол, да нет, я лучше у себя буду развивать эти технологии и новшества. хотя рядом существует предприятие, которое всем этим давно занимается. То есть вырастает определенное недоверие к срокам поставки, качеству исполнения и многим другим аспектам в части развития кооперационных связей между предприятиями. Связано это с финансово-экономической неустойчивостью многих предприятий. Но все-таки цифровизация промышленного производства должна повлиять на решение этой проблемы в лучшую сторону.

- Почему на Ваш взгляд, взаимодействие между предприятиями так важно?

- Примерно 10-12 лет назад в Петербурге была принята программа инновационного развития. Мы уже тогда озадачились проблемой внутренней кооперации, создания, к примеру, кластерных образований, которые могли бы работать на один продукт, в том числе развивая внутреннюю кооперацию. И в тот же период возникла идея создания единой системы мониторинга технологических компетенций в промышленности Санкт-Петербурга. Могу сказать, что это была отличная идея. И ее даже удалось реализовать силами Комитета по промышленной политике, Союза промышленников, Политехнического университета и руководителей ряда ведущих городских промышленных предприятий. Конечно, это было добровольное дело: хочешь, вступай в эту систему. давай туда данные по всем своим информационными технологическим возможностям, и тогда тебя могут выбрать в качестве исполнителя конкретной технологической операции или разместить заказ в соотвествии с имеющимся оборудованием и технологиями. В общем, перспективная была вещь, но все-таки она у нас не пошла. Почему? Думаю, просто промышленное сообщество на тот момента было не готово к реализации таких вот инициатив, в силу разных причин. Может быть, повлияла неразвитость айтишных подразделений, но, несомненно, здесь снова сыграла роль и неготовность промышленных производств к такому взаимодействию. И это, конечно, неправильно.

Мы имеем колоссальный опыт Советского Союза, лично я сформировался как руководитель на огромном предприятии, где, по сути, были все технологические процессы, начиная от литья, кончая обработкой оптических деталей. То есть номенклатура была  исключительно широкой, а требования по качеству - очень высокими, получалось неплохо, потому, что в состав этой структуры входили профессионально подготовленные конструкторские и производственные подразделения.

К сожалению, после распада Союза, технологическое оборудование на предприятиях обновлялась слабо, ликвидировались отраслевые технологические институты, мы во многом отстали, и если говорить о политике в сфере малого и среднего бизнеса, то сегодня стоит задача, и я говорил это об этом на только что прошедшем форуме по предпринимательству, - возродить единую систему межотраслевой технологической кооперации (ЕСЬТК), потому что она - правильная, и  производственное сообщество в данный момент к этому готово.

ЕСМТК позволит повысить производительность труда в перспективных отраслях, к примеру, в той же радиоэлектронике, где сегодня она, к со­жалению, на одном из самых низких уровней, хотя людей в этой отрасли занято много.

Сегодня цифровизация активно внедряется во все сферы повседневной жизни, в управлен­ческие и производственные процессы. «Циф­ра» стала более понятна, популярна, и, думаю, назревшая потребность сегодня сочетается с реальной возможностью, именно через «циф­ру» можно и нужно налаживать более тесное и эффективное взаимодействие между предпри­ятиями. Выстраивание взаимовыгодных на­дежных связей послужит формированию таких партнеров, с которыми вы вместе будете разви­ваться дальше, это позволит экономить средства на обновление основных фондов предприятия. Эта система нужна и для того чтобы гармонизи­ровать отношения между крупной промышлен­ностью и малым и средним бизнесом, она может помочь их связать.

- Какие положительные примеры развития от­дельных отраслей промышленности нашего города вы могли бы привести?

- Сегодня мы с городскими властями обсуж­даем возможность предоставления офсетных контрактов фармпредприятиям. Что такое оф­сетный контракт? Это гарантированная покупка городом на долгосрочную перспективу опреде­ленного количества лекарственных препаратов, производимых данными предприятиями. То есть я вкладываюсь в технологии, и я понимаю, какой у меня будет сбыт и, что я с этого реально получу. Мне кажется, что это нужно применять именно точечно, выборочно и не на весь даль­нейший период. Здесь нужно посмотреть, что на данный момент наш город приобретает импорт­ного и что из того, что мы производим, вполне реально сделать конкурентоспособным. Ведь по тем нормативам, которые существуют у западно­го мира, они не сегодня-завтра могут нам много чего перекрыть. А мы, на самом деле, многое можем делать сами и не хуже. Та же пандемия показала, как быстро мы поставили на поток производство различной медицинской техники, аппаратов, средств индивидуальной защиты. И сегодня у предприятий есть еще целая серия раз­работок в области медицинской техники.

- Как наши предприятия переживают пандемию, там ведь работает много людей...

- В прошлом году все наши предприятия вы­полняли требования Роспотребнадзора, при­обретая средства для индивидуальной защиты, обработки и так далее. К сожалению, никто им это не компенсировал, но, разумеется, все эти мероприятия нужны, и мы не допустили на крупных промышленных предприятиях вспы­шек пандемии. В этом, конечно, огромная роль руководителей предприятий, сумевших грамот­но организовать рабочий процесс и все необхо­димые противовирусные мероприятия.

- Сегодня часто приходится слышать о том, что здания бывших заводов и фабрик переобору­дуются подо что-то другое или вообще сносятся. Это печально...

- Не так давно, выступая на заседании го­родского правительства, я сказал, обращаясь к губернатору: «Вы знаете, Александр Дми­триевич, у меня украли детство». Он, конеч­но, не понял, ну и я пояснил. Дело в том, что я родился на Выборгской стороне. И паца­нами мы всегда ездили в кинотеатр «Спорт» смотреть кино, а напротив была конфетная фабрика. И там всегда стоял такой запах ка­рамели, что и конфет не надо было покупать, мы надышимся - и в кино! А тут как-то еду с дачи, смотрю, да уже никакая не фабрика, а жилые корпуса стоят. Убрали конфетную фабрику, а зачем? Я еще могу понять, когда завод Климова переезжал. Они построили в Приморском районе абсолютно современное предприятие и со старых своих площадей перевезли все свое производство и даже рас­ширили его. Это новые стенды, которые не­возможно было воссоздать на старой терри­тории, это действительно развитие. И сейчас там любо-дорого посмотреть: высокотехноло­гичные рабочие места, везде чисто, красиво, и молодежь идет туда работать. Потому что это совершенно другой уровень подготовки рабочего, это другой социум.

- То есть скоро на рабочие специальности моло­дежь пойдет учиться не менее охотно, чем на юри­стов и экономистов?

- Современный рабочий - это другой рабо­чий. Что происходит сегодня среди молодежи? Изменилась социальная обстановка: в образо­вании, медицине все меньше гарантирован­ного и бесплатного, поэтому молодежь стала все чаще на стартовом этапе получать среднее профессиональное образование, потому что сегодня совершенно другой уровень техноло­гий. Уже нет такого оборудования, где нужно крутить ручки, быть по колено в масле и два раза за смену принимать душ. Это уже скорее интеллектуальная работа, когда станочник в определенной степени и программист. И это гарантированный заработок.

Могу привести такой хороший пример. У нас три года назад на базе бывшего машино­строительного техникума открылась Академия машиностроения имени Котина, во главе ко­торой стоит увлеченный своим делом человек, Евгений Владимирович Платонов. И вот они показывают невероятные результаты. Там и коллектив преподавательский хороший подо­брался, кандидаты и доктора работают, кон­такт с предприятиями налажен. Совместно с Кировским заводом открыли площадку для об­учения молодежи работе в реальных условиях. Думаю, после окончания такого учебного за­ведения ребята найдут себя в жизни. А значит, на наши предприятия придут хорошо подго­товленные, перспективные кадры.