Будущее страны: промышленность + инновации

А. А. Турчак - Президент Регионального объединения работодателей

«Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга»

Абсолютное большинство экспертов - участников XIII Петербургского международного экономического форума (июнь 2009 года) отметили, что проблема преодоления мирового кризиса неразрывно связана с необходимостью кардинальной оптимизации существующего технологического уклада. Иными словами, нам срочно требуется принципиально новая экономика, основанная на инновационной деятельности промышленных предприятий, на базе опережающего развития нано-, био- и информационных технологий. Государства, которые проигнорируют этот вызов или будут не способны на него адекватно ответить, окажутся на окраине мировой экономики. Максимум, на что они смогут рассчитывать - это функции поставщиков сырья. Закончиться это может более чем печально: без развития оборонного, машиностроительного, энергетического, электронного, аграрно-промышленного, фармацевтического и мн. др. важнейших комплексов, которые обусловливают суверенитет страны, такие страны быстро придут к схеме «нефть в обмен на продовольствие»...

В Программе антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год, обнародованной 19 июня с. г., обозначены семь приоритетов. Шесть из них напрямую касаются российской промышленности, создания условий для ее роста и развития:

- сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста;

- активизация внутреннего спроса на российские товары;

- стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики;

- создание благоприятных условий для экономического подъема за счет совершенствования важнейших рыночных институтов, снятия барьеров для предпринимательской деятельности;

- формирование мощной финансовой системы как надежной основы для развития национальной экономики;

- обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение доверия российских и иностранных инвесторов.

Очевидно, что и главный государственный приоритет - выполнение в полном объеме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала - невозможно обеспечить без промышленного сектора экономики!

Как видим, государственные институты понимают и признают приоритетность задач обновления и усиления российской экономики, проведения грамотной и действенной промышленной политики. Причем, прежде всего (как это следует из расстановки приоритетов) в области развития технологий, конкурентоспособности, инновационной деятельности. А что происходит на практике? Вместо того чтобы стремительно двигаться в вышеуказанных направлениях, мы плетемся черепашьими темпами, все больше и больше отставая не только от общепризнанных лидеров, таких как США или Япония, но и от таких развивающихся стран как Китай и Индия!

Рассмотрим положение дел в области развития технологий, конкурентоспособности, инновационной деятельности.

Российская действительность показывает, что в нашей социальной и экономической системе технологии (и, следовательно, соответствующее оборудование) выгоднее покупать за рубежом. Российские промышленники и предприниматели действуют в условиях, когда инвестиции должны начать приносить прибыль уже через 3-5 лет. Таковы сроки кредитов, таковы риски. А отечественная система внедрения результатов научных исследований и разработок предполагает отдачу лет через 10-15. Не удивительно, что импорт машиностроительной продукции в России в несколько раз превосходит экспорт. Единственное, что может переломить сложившуюся ситуацию - это возрождение промышленности высоких технологий. Да, риски здесь значительны, вложения в фундаментальные исследования, прикладные НИР, ОКР и опытное производство достаточно велики, зато и полученный результат может оказаться «прорывным»: далеко опережающим зарубежные технологии, а то и не имеющим аналогов вовсе! Частный бизнес, как правило, так рисковать не готов, поэтому крупное венчурное финансирование должно брать на себя государство. По этому пути уже давно идут США и другие успешные страны мира. Именно по такой схеме был создан Интернет, именно так сегодня во многих странах разрабатываются проекты альтернативных источников энергии и многие другие исследования с огромной потенциальной выгодой.

Конкурентоспособность отечественной продукции - прежде всего продукции машиностроения - также невелика. Экспорт машиностроительной продукции Санкт-Петербурга на внешние рынки в 2006 году составил 1,9 млрд. долларов, в 2007-м - 1,3 млрд., в 2008-м - 1,4 млрд. При этом импорт машиностроительной продукции в 2008 году в 7 раз превысил экспорт. Не радует и динамика инвестиций в основной капитал обрабатывающих производств: в 2007 год объем инвестиций составил 80% от показателя 2006 года, в 2008 год - 76% от уровня 2007 года. Что касается активизации внутреннего спроса на продукцию промышленности, то здесь главной проблемой остается госзаказ: сроки его формирования и его финансирование. Многие петербургские предприятия ОПК получают госзаказ только ко второй половине года, а финансирование - еще позже. В этом году совместно с Правительством города мы приложили максимум усилий для своевременного доведения и финансирования государственного оборонного заказа до наших предприятий. Остроту проблемы удалось сгладить, но сама проблема осталась. Есть спрос на продукцию, есть бюджетное финансирование, но из-за существующей схемы госзаказа деньги доходят до предприятий слишком поздно. В результате, чтобы уложиться в заданные сроки предприятиям приходится брать кредиты под госзаказ по ставкам от 15 до 20% годовых, что резко снижает рентабельность производства. Получается, что существующие проблемы наших оборонных предприятий спровоцировал не мировой кризис, а нерасторопность наших же бюрократов из министерств и ведомств. По нашим сведениям, даже в августе еще не все предприятия получили аванс на изготовление запланированной оборонной продукции. Я уже неоднократно говорил о том, что в оборонной сфере 94-й закон не работает и его необходимо срочно пересмотреть! Это тормоз, который сводит на «нет» все усилия по повышению нашей самой конкурентоспособной продукции - военного и двойного назначения!

И еще раз об инновациях. На недавнем совещании в Кремле, посвященном инновациям, Президент РФ Д.А. Медведев отметил, что «...никаких существенных изменений в технологическом уровне нашей экономики не происходит. И это особенно очевидно в период глобального финансово-экономического кризиса. Пока не показали серьезных результатов ни малые фирмы, которые мы пытались создавать и пытаемся создавать, ни технопарки, ни различного рода центры трансфера технологий, всякого рода новые формы, которые мы пытаемся использовать, ни российская венчурная компания, ни техниковнедренческие особые экономические зоны. Все это в основном, надо признаться откровенно, существует только на бумаге».

Решению этих проблем будет посвящена Российская инновационная неделя, мероприятия которой пройдут в Петербурге, а затем в Москве. Основная задача, поставленная перед участниками Российской инновационной недели ее организаторами (Министерством образования и науки РФ, Министерством экономического развития и торговли РФ, Правительством Санкт-Петербурга, Государственной корпорацией «Роснано» и Российским союзом промышленников и предпринимателей), - совместными усилиями власти и бизнеса содействовать выработке стратегии инновационного развития экономики России. Необходимо создать и предложить действенные пути выхода из кризиса, наладить механизмы внедрения инноваций в промышленность.

Российская инновационная неделя в Санкт-Петербурге, соорганизатором которой выступает Союз промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга, включает II Петербургский международный Инновационный Форум и XIII Международный форум «Российский промышленник» с общим количеством участников более 10 тыс. человек. Мы ожидаем, что в результате проведения в Санкт-Петербурге комплекса мероприятий - более 20 конференций, семинаров и круглых столов - наш город не только упрочит свой статус инновационного центра российского и мирового уровня, но и инициирует реализацию ряда крупных инновационных проектов, привлечет новые инвестиции и высокие технологии в петербургскую промышленность.

По моему глубокому убеждению, совмещение времени проведения Инновационного форума с проведением «Российского промышленника» полностью отвечает стратегии развития петербургской промышленности, закрепленной в недавно принятом Законе «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». В статье 5 Закона говорится, что промышленная политика Санкт-Петербурга основывается на принципах приоритетности развития наукоемких, высокотехнологичных, ресурсосберегающих, импортозамещающих, безопасных и экологически чистых производств в промышленности Санкт-Петербурга, на сочетании интересов государства, субъектов промышленной деятельности и жителей Санкт-Петербурга, на привлечении некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов промышленной деятельности, и научных организаций к участию в формировании промышленной политики Санкт-Петербурга.

Действительно, мы работаем в тесном контакте с Правительством и Законодательным собранием Санкт-Петербурга по всем вопросам развития промышленности. К очевидным успехам такого сотрудничества следует отнести и наращивание инновационного потенциала города, и десятки миллионов рублей, выделяемых на субсидии для поддержки промышленности, на создание новых производственных мощностей, на техническое перевооружение, сертификацию предприятий и их продукции, подготовку кадров, кредитование и другие насущные вопросы промышленников и предпринимателей.

Да, мы критикуем политику государства в отношении инноваций, конкурентоспособности, налогов и тарифов, но мы не делаем это голословно, мы указываем на проблемы и предлагаем пути решения этих проблем. И чем активнее будет развиваться такой диалог, тем эффективнее будут принимаемые в министерствах решения, тем лучше будет работать промышленность - на благо России и ее граждан.