Об антикризисной программе Правительства РФ

 

Уважаемые члены Бюро!

Союз промышленников и предпринимателей Санкт - Петербурга рассмотрел программу антикризисных мер Правительства РФ на 2009 год. Что можно сказать о ее содержании? Первое - это то, что программа, наконец, то появилась. Хотя и прошел уже целый квартал текущего года. Если пытаться шутить, то наш питерский Союз опередил Правительство на целый квартал - еще в декабре прошлого года на заседании своего президиума с участием Губернатора города В.И. Матвиенко мы рассмотрели и приняли основные направления антикризисных мер.

Проект программы содержит достаточно обоснованную структуру целевого блока, предусмотрено выделение финансовых средств, определены исполнители. Проект в основном соответствует требованиям программно - целевого подхода в управлении.

Теперь о том, что вызывает вопросы, что целесообразно обсудить:

  • в проекте программы второй по значимости проблемой российской экономики названа проблема недостаточной конкурентоспособности несырьевых секторов экономики, при наступлении кризиса не нашлось отраслей, способных поддержать экономику. Вина и ответственность за это неявно возлагается на сам несырьевой сектор. Давайте зададимся вопросом о причинах недостаточной конкурентоспособности несырьевого сектора. Сразу хочется определить те составляющие существующего делового климата в стране, которые можно назвать явно неконкурентоспособными в мировой экономике и в которых работает этот наш несырьевой сектор. Это сверхвысокие ставки по кредитам, это постоянный рост цен и тарифов на услуги монополистов, это высокие налоги, это глубоко порочный способ доведения государственного оборонного заказа (прошел первый квартал, а заказ не доведен, виноватых нет), это недостатки и дороговизна услуг всей производственной инфраструктуры, это инфляция, съедающая все меры бизнеса по росту заработной платы. Можно назвать еще ряд факторов, но и из перечисленных ясно: несырьевой сектор работает в неконкурентоспособной среде, деловой климат в России для обрабатывающих производств, да еще высокотехнологичных и наукоемких угнетает производство. Причем, это стало восприниматься как объективная реальность, как закон Ома и закон всемирного тяготения - с ними не поспоришь. Чем образован этот самый якобы закономерный деловой климат для несырьевых отраслей? Он образован существующей законодательной и исполнительной базой документов, которую сформировали конкретные люди в законодательных и исполнительных органах управления страны. Он сформирован нашим государством и конкретными людьми в органах государственного управления. Недавно РСПП направил нам на ознакомление проект доклада по оценке состояния деловой среды. Там тоже это обстоятельство замалчивается. Уже даже не вызывает иронии очередные обещания Правительства по снижению инфляции. Отсюда предложение для обсуждения: в антикризисной программе нужно предусмотреть формирование конкурентоспособной предпринимательской среды в стране. Не будет конкурентоспособным несырьевой сектор в неконкурентоспособной предпринимательской среде. Ее нужно решительно и бесповоротно менять. В мировой экономике ставки снижаются, цены снижаются, у нас все ровно наоборот. Если в Правительстве нет специалистов, то, я думаю, бизнес поможет.
  • в проекте программы указано, что «...в кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления».

Давайте рассуждать: расчет на приоритет частной инициативы при кризисе может оказаться ошибочным. Практика показывает, что частные интересы всегда ставятся частными компаниями на первое место - просто по определению. И это нормально, уставы и положения просто обязывают управленцев компаний защищать именно частные интересы. Именно это обстоятельство является мощным стимулом развития в рыночной экономике. Может не нужно впадать в детство и жалеть, что бизнес- волк кушает маленьких зайчат, вместо того, чтобы помогать населению и государству? Примеры:

  • 1. банки направили полученную помощь на валютные спекуляции и вывоз капитала. Это естественное их поведение - там выше доходность и ниже риски. Вкладывать деньги в кризисную экономику очень рискованно - отсюда высокие ставки.
  • 2. у многих крупных организаций есть собственные средства для расплаты по кредитам в имеющейся кризисной ситуации, но они обратились за помощью к государству. Приватизация доходов и национализация убытков продолжается, если государство не против.
  • 3. монополисты продолжают рост цен.
  • 4. вывоз капитала продолжается.

 Вряд ли найдется человек, который будет отрицать, что президент Соединенных Штатов Америки Франклин Делано Рузвельт хорошо разбирался в тайнах функционирования капиталистической экономики. В конце концов, именно он своей жесткой и в тоже время гибкой политикой вытащил американскую экономику из Великой депрессии, начавшейся в 1929 году.

Так вот, в одной из лекций прочитанных им накануне Второй Мировой войны для студентов и преподавателей Гарварда, он говорил: "Лучший способ уничтожить экономику, основанную на свободной частной собственности, это доверить ее управление самим капиталистам. Почему? Дело в том, что капиталистический предприниматель мечтает делать не машины, кукурузу или консервированную ветчину, нет, он мечтает делать деньги. Но сами по себе деньги необходимые людям товары не производят. Между деньгами, имеющимися у предпринимателя, и товаром всегда лежит мучительный процесс организации его производства. Как всякий нормальный человек, предприниматель стремится избежать мучений, и миновать этот процесс, так, чтобы получить деньги непосредственно из денег, не прибегая для этого к длительному и рискованному периоду организации товарного производства. Рыночная же экономика с ее развитой банковской системой и финансовыми рынками предоставляет для этого облегченного пути получения прибыли многочисленные законные или околозаконные возможности. Таким образом, оставленная наедине с собой, капиталистическая экономика всегда будет производить все больше и больше денег и все меньше и меньше реальных товаров, необходимых людям. И в этом не было бы ничего плохого, если бы деньги можно было есть и одевать их на себя в холодную погоду. Но, увы! Людям нужны не деньги сами по себе, а ветчина и теплая одежда. Заставить предпринимателей делать необходимые обществу товары, беря на себя крайне тяжелый процесс организации их производства, может только внешняя сила, например, государство, представляющее интересы граждан всего общества." Предложение для обсуждения: в условиях кризиса именно государство должно быть главным приоритетом опоры, оно создало экономические риски и оно должно взять на себя их устранение в условиях кризиса. Кризис не в последнюю очередь - это потеря доверия между деловыми партнерами в бизнесе в связи с тем, что государство не создает условий для развития бизнеса. Восстановить это доверие посредством широкой программы государственного заказа, гособоронзаказа, федеральных целевых программ - задача государства. Бизнес готов быть соисполнителем в такого рода надежных проектах. Выйдем из кризиса - пальма первенства должна перейти к бизнесу. В проекте программы предусмотрено снижение объема государственных инвестиций по сравнению с ранее запланированным - это очень плохо. Нужно любой ценой, например, за счет снижения поддержки банков, увеличить объем государственных инвестиций - это должно быть первым и главным условием антикризисной работы.

  • В проекте программы сказано: «...Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом». Здесь тоже есть проблема для обсуждения: по существу Правительством ставится задача - поддержать эффективные производства, перевести неэффективных работников в разряд безработных, пережить кризис путем социальной помощи безработному населению. Предложение для обсуждения: нужно поддерживать эффективные производства в первую очередь за счет ускоренного наращивания государственного платежеспособного спроса - госзаказа, гособоронзаказа, федеральных целевых программ. Бизнес присоединится к этим проектам, в том числе за счет сотрудничества на основе частно - государственного партнерства.
  • В проекте программы сказано, что первым важнейшим приоритетом является следующий: «Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами». Можно предположить, что государство будет поддерживать граждан не путем предоставления им рабочих мест и заработной платы, а путем оказания помощи безработным - выплаты пособий, задействования их на общественных работах, улучшения снабжения их лекарствами и так далее. Но нужно иметь ввиду, что у нас в Питере пособие по безработице около 5 тысяч рублей, средняя заработная плата в январе свыше 22 тысяч рублей, в 4 раза больше! Плата за выполнение общественных работ вряд ли будет выше пособия. Многим на такое пособие не оплатить даже коммунальные услуги. В силу этого у многих семей может резко понизиться жизненный уровень и это снижение не будет компенсироваться системой социальной защиты. Отсюда возможно резкое обострение социальной напряженности в обществе. Поддержка по безработице не заменит самой работы. Предложение для обсуждения: может быть главной целью государства даже в условиях кризиса должно быть конституционное требование по обеспечению населения базовыми общечеловеческими ценностями - обеспечение граждан занятостью (рабочие места, пусть и не на самых эффективных предприятиях по сравнению с мировым уровнем), рост уровня потребления, доступность покупки жилья, образования, медицины, достойная пенсия по старости.
  • В проекте программы в качестве третьего приоритета указан следующий: «...Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию». Можно предположить, что внутренний спрос со стороны государства должен играть не просто важную роль, а главенствующую. Резкий рост государственных затрат на выполнение госзаказа, гособоронзаказа, федеральных целевых программ должен в условиях кризиса стать локомотивом антикризисных мер. Лучше иметь дефицит бюджета, чем воевать с собственным населением. Снизился внешний спрос - давайте скомпенсируем его резким ростом внутреннего спроса. По такому пути идет ряд стран, в частности, Китай. Именно такое мероприятие записано первым и важнейшим в нашей антикризисной программе Санкт - Петербургского союза. На региональном уровне нужно увеличивать объем городского заказа в первую очередь для реализации его отечественными поставщиками и производителями. Теперь о частном внутреннем спросе: снижение доходов за счет переключения семей с заработной платы на пособие по безработице резко в разы снизит внутренний частный спрос и создаст преграду для развития бизнеса, в частности, для импортозамещающего. Рост частного спроса должен стать также важным антикризисным мероприятием, и не по мере стабилизации - а для обеспечения стабилизации. Для этого нужны рабочие места и нормальная заработная плата. Предложение для обсуждения: в период кризиса необходимо резко увеличить внутренний спрос за счет государства (госзаказ, федеральные инвестиционные программы) и внутренний частный спрос за счет как минимум, стабилизации заработной платы, как максимум - ее роста.
  • теперь рассмотрим вопросы помощи предприятиям реального сектора во время кризиса Что должно являться центром тяжести нашей антикризисной работы? Здесь можно привести слова Президента РФ Д.А. Медведева, высказанные им на недавно прошедшем заседании Государственного совета в Ижевске: «Какова ключевая задача? Ключевая задача - обеспечить реальное финансирование промышленности, сельского хозяйства, то есть финансирование так называемого реального сектора». Об этом же было сказано премьер - министром Путиным В.В. на недавно состоявшемся съезде партии «Единая Россия»: «Глобальный кризис еще раз подтвердил известную истину - основой национального богатства и экономической безопасности является, в первую очередь, конкурентоспособный реальный сектор экономики». Я думаю, что все представители реального сектора экономики нашей страны поддерживают эти указания Президента РФ и Председателя Правительства РФ. Теперь рассмотрим перечень первоочередных мер, уже принятых Правительством ранее по борьбе с последствиями мирового финансового кризиса. Из приведенных материалов видно, что всего зарезервировано на эти цели 10 трлн. рублей. Для оказания помощи банковскому сектору при этом выделено около 4 трлн. рублей - 40%.

     Теперь посмотрим, сколько средств выделено на поддержку деловой активности в реальном секторе, оказывается   в 10 раз меньше, чем банкам. Это анализ ранее принятых мер. Теперь о том, что намечено  в обсуждаемой нами сейчас программе Правительства? В целом,  на поддержку банков предполагается выделить около 2 трлн. рублей. Опять в числе получателей помощи наши крупные системообразующие банки. Опять средства могут не дойти до средних и мелких банков. А ведь именно на них лежит обязанность по кредитованию среднего и малого бизнеса. Теперь посмотрим, что выделяется реальному сектору. Напомню, что триллион - это тысяча миллиардов. Здесь в этом реальном секторе цифры на порядки  меньшие - десятки,  реже сотни миллиардов. Например, на субсидии предприятиям ОПК предполагается направить  15 миллиардов, на государственную поддержку экспорта целых 6 млрд. рублей. Эту ничтожную сумму предполагается истратить для решения самой главной стратегической задачи страны - росту конкурентоспособности в мировой экономике. Есть и сотни миллиардов рублей - 300 миллиардов рублей получат предприятия за счет выпадающих из бюджета доходов за счет снижения налога на прибыль. Интересно, как подсчитан этот показатель? Неужели от всех запросили план по прибыли на 2009 год? Можно предположить, что это также виртуальный показатель виртуальной помощи реальному сектору. По нашему городу никаких улучшений с кредитованием не замечено, ставки высокие, условия предоставления кредитов суровые. Предложение для обсуждения: помощь реальному сектору должна возрасти в разы в соответствии с указаниями Президента РФ и председателя Правительства РФ. Должна быть оказана непосредственная помощь ЦБ РФ для средних и мелких банков.

  • в заключение о тарифах. В проекте программы сказано, что Правительство будет с особой осторожностью подходить к регулированию тарифов на жилищно - коммунальные услуги, транспортные перевозки, электричество и тепло, газ, соизмеряя их повышение, необходимое для финансирования инвестиционных программ, с задачами сдерживания инфляции. Предложение для обсуждения: фразу о особой осторожности нужно заменить на фразу - установить цены и тарифы монополистов на уровне 2008 года. Рост цен в условиях кризиса может вызвать взрывоопасную ситуацию в стране: нет работы, нет зарплаты, а тут еще выселяют из квартиры.

 

Уважаемые члены бюро!

Союз промышленников Санкт - Петербурга вносит на Ваше обсуждение вышеизложенные предложения. Давайте обсуждать - вопрос поведения Правительства в условиях кризиса является  крайне важным для судьбы страны в 2009 году.