Доклад А.А.Турчака на Общем собрании СПП СПб 19.04.2018

Перед началом собрания состоялась демонстрация видеосюжета, иллюстрирующего работу Союза за прошедший год.

Доклад А.А.Турчака на Общем собрании СПП СПб 19.04.2018

Уважаемые участники собрания!

Сегодня Президиум Союза и его Исполнительная дирекция отчитываются о работе за прошедший год. Итоги - это результат коллективного труда членов Союза.

Подробный отчет Союза размещен на нашем сайте, а также в продемонстрированном фильме, поэтому я остановлюсь только на ключевых вопросах нашей деятельности.

Все свои действия мы координировали с Правительством города, его комитетами. Деловые отношения сложились с Федерацией профсоюзов, с профильными комиссиями Законодательного собрания, Антимонопольным комитетом, налоговой и таможенной службами, Представительством Президента РФ в Северо-Западном федеральном округе.

За отчетный период были проведены 4 заседания Президиума, ряд конференций, круглых столов, выставок.

Отмечу, что востребованность Союза в качестве разработчика, эксперта и площадки при выработке социально-экономической политики города за прошедший год значительно возросла. Представители Союза являются членами Общественной палаты Санкт-Петербурга, промышленного, научно-технического, экономического советов, участвуют в работе общественных советов при комитетах Правительства, в различных комиссиях, действующих в Санкт-Петербурге.

Особые слова благодарности я бы хотел высказать наиболее активным членам нашего Союза: Владимиру Александрову, Владимиру Окрепилову, Юрию Бурчакову, Кириллу Соловейчику, Александру Ватагину, Елене Церетели, Михаилу Подвязникову, Елене Зонис, Валерию Радченко, Валерию Шубареву, Владимиру Попову, Дмитрию Чагину, Георгию Абелеву, Сергею Цыбукову, Александру Борисову, Марине Гириной, Наталье Загорской, Александру Мезинцеву, Григорию Забровскому, Татьяне Тылевич, Леониду Вайсбергу, Андрею Рудскому, Владимиру Васильеву, Алексею Боровкову, Елене Кириленко и этот перечень можно было бы еще долго продолжать.

Хочу отметить первого вице-президента Союза Сергея Бодрунова, который на посту Президента Вольного экономического общества России неустанно пропагандирует значимость промышленности для развития страны и достойно представляет наш союз на Российском и международном уровне.

Успехи наших членов отмечает и РСПП. Так, по итогам Всероссийского конкурса «Лидеры Российского бизнеса: динамика и ответственность - 2017»,  в котором РСПП определяет лучшие компании страны, победителями конкурса стали: в номинации «Лучший проект по импортозамещению» - «ОДК-Климов» (исполнительный директор Александр Иванович Ватагин); в номинации «За динамичное развитие бизнеса» - ФГАНУ «Центральный научно-исследовательский и опытно-конструкторский институт робототехники и технической кибернетики» (директор-главный конструктор Александр Витальевич Лопота); в номинации «За развитие кадрового потенциала» - ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» (генеральный директор - Евгений Иванович Целиков). Давайте поздравим наших коллег.

Россия вступает в сложный и напряжённый период развития. Об этом подробно и предметно говорилось 11.04.18 на заседании Государственной Думы при обсуждении доклада Премьер-министра Д.А. Медведева. 

Напомню некоторые цифровые данные, представленные в докладе. По итогам прошлого года внутренний валовой продукт вырос на 1,5%. Экономика России вернулась к росту, хотя и небольшому. Напомню, в 2016 году уровень ВВП упал на 0,2%, в 2015 году его сокращение составило 3,7%.

В денежно-кредитной сфере основным достижением можно считать снижение темпа инфляции, который в среднегодовом выражении по итогам года составил 3,7% по сравнению с 7,1% в 2016 г. При этом к концу 2017 г. темп инфляции опустился ниже целевого значения Банка России в 4% и достиг 2,5% в декабре, для объективности необходимо отметить, что снижение темпов инфляции во многом происходило под влиянием подавленного внутреннего спроса, так как в 2017 г. продолжилось сокращение реальных доходов населения.

Отрадно отметить, что Санкт-Петербург заметно выделяется на фоне общероссийских экономических показателей.

В прошедшем году индекс промышленного производства в Санкт-Петербурге составил 105,5% - что на 4,5 % выше, чем в среднем по России. Это максимальный результат за 6 последних лет. В 2017 году в Санкт-Петербурге, в том числе членами Союза, открыто 8 современных производств, 9 новых производственных площадок и 7 производственных линий. По сравнению с 2016 годом средняя зарплата в промышленности выросла на 10,5% и составила 57 тысяч рублей. Доля Санкт-Петербурга в общем объеме машиностроительной продукции России составляет более 11%.

Петербургские предприятия наращивают свою экспортную деятельность. В 2017 году на внешний рынок было поставлено товаров почти на 22 млрд. долларов США, что на 37,4% выше уровня 2016 года. Рост очень серьезный. Крупнейшими экспортерами являются производители транспортных средств, продуктов питания, предприятия IT-отрасли, машиностроители и металлурги.

В 2017 году вклад промышленного комплекса в формирование доходной части бюджетов всех уровней по сравнению с другими секторами экономики города является наибольшим - 46,5%.

Важное место в достигнутых результатах принадлежит штабу по улучшению условий ведения бизнеса под председательством вице-губернатора Сергея Николаевича Мовчана, более половины которого составляют члены Союза.

В прошедшем году введено 3,5 млн. квадратных метров жилья - это самый высокий показатель в новейшей истории Санкт-Петербурга, опережающий показатели 2016 года на 13%. Санкт-Петербург входит в тройку лидеров по вводу жилья в России.

С участием членов Союза работает Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга под председательством вице-губернатора Игоря Николаевича Албина. Комиссия как правило рассматривает заявления о предоставлении разрешений на так называемый ²условно разрешенный² вид использования земельных участков или объектов капитального строительства и заявлений о предоставлении разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства по результатам проведенных публичных слушаний. Особое внимание обращается на обеспечение города зонами рекреационного назначения и зелеными насаждениями общего пользования с учетом существующих и планируемых объектов жилищного строительства.

Благодаря слаженной совместной работе правительства и бизнеса по результатам 2017 года за счет средств инвесторов в городе введены в эксплуатацию рекордные 25 объектов социальной инфраструктуры.

Большим подспорьем для городской промышленности является Фонд развития промышленности Санкт-Петербурга. В минувшем году Наблюдательным советом Фонда одобрено 5 проектов на общую сумму 500 миллионов рублей. Экспертизу проектов, финансирование которых осуществляется за счет средств Фонда, ведет Экспертный совет, в состав которого входят члены Союза.

В феврале прошлого года создан Совет по конверсии оборонной промышленности Санкт-Петербурга. Целью работы Совета является содействие диверсификации производства и увеличение объема выпуска продукции гражданского и двойного назначения предприятиями ВПК.

Хотелось бы высказать слова благодарности Правительству города, депутатам Законодательного собрания за поддержку обращения промышленников о сохранении льготных налоговых ставок на имущество промышленности. Согласно принятому решению бизнес нашего города в течение 2018 года будет освобожден от уплаты налога на технику, автотранспорт, оборудование, возраст которых не превышает трех лет. Данная льгота, безусловно, будет стимулировать модернизацию и обновление технического состояния промышленных предприятий и строительных организаций.

Как известно в минувшем году Санкт-Петербург возглавил рейтинг инновационных регионов России. Новой мерой, стимулирующей инвестиции в промышленное производство, стал Специальный инвестиционный контракт. Условия соглашения предполагают инвестиции в     объеме не менее 700 млн. рублей. Инвестору гарантируется преимущественное право заключения государственного контракта на поставку   продукции, а также сохранение инвестиционных условий в течение всего срока реализации проекта. Среди прочего, инвестор получит налоговые льготы, определённые гарантии сбыта своей продукции, доступ к госзаказу и даже статус единственного поставщика для государственных нужд. Специальный инвестиционный контракт с Правительством Санкт-Петербурга и Министерством промышленности и торговли России уже заключил крупнейший российской производитель фармацевтической продукции компания «Герофарм»,  на  очереди  еще несколько соглашений с компаниями фармацевтической и машиностроительной отрасли.

Вместе с тем значительный потенциал роста городской экономики сдерживается рядом отрицательных факторов.

Первый из них - проблема с доступностью заёмного финансирования.

Несмотря на устойчивое снижение ключевой ставки с 10% на начало 2017 г. до 7,25% в этом году, она продолжает оставаться на высоком уровне, в том числе в реальном выражении. Центральный банк продолжает проводить достаточно жесткую денежно-кредитную политику. Кредитные условия для предприятий крайне тяжелые, а  риски кредитования остаются очень высокими. Кардинально перестраивается система кредитования оборонно-промышленного комплекса.

Следующая тема, которая является одной из самых острых, чувствительных для предпринимателей - чрезмерное контрольно-надзорное давление.

Многочисленные опросы предпринимателей показывают, что ключевой проблемой является необходимость сокращения количества проверок. Да, плановые проверки после сигналов от бизнеса сокращаются, но с внеплановыми проверками ситуация за четыре последних года практически не меняется.

В феврале этого года министр по делам Открытого правительства Михаил Абызов на форуме по проблемам контрольно-надзорной деятельности в рамках «Недели российского бизнеса» привел данные, что количество внеплановых проверок бизнеса в России превышает 1 млн в год и сокращается очень медленно.

На этой проблеме остановился в своем ежегодном послании и Президент России Владимир Владимирович Путин. Привожу дословно: «Нужно сделать так, чтобы появление контролёров на предприятиях стало исключением. Это оправданно только на объектах с повышенным риском. В остальных случаях должны использоваться дистанционные методы контроля. В течение двух лет необходимо перевести всю систему контроля и надзора на риск-ориентированный подход».

Ещё один вопрос - это проблема с неналоговыми платежами.

Напомню, проблема неналоговых платежей обострилась в 2014 году, когда Президент поддержал идею моратория на повышение налоговой нагрузки на бизнес. Различные платы и сборы в федеральный, а также в региональные и муниципальные бюджеты Налоговым кодексом не регулируются, не поддаются оценке с точки зрения фискальной нагрузки на бизнес, особенно малый, и вводятся непредсказуемо за счет разнообразных нормативных актов.

Природоохранные взносы, градостроительные отчисления, сборы за воду, за утилизацию шлама, социальные, автодорожные и прочие (всего 60-70 таких квазиналогов) платежи не учитываются Минфином РФ при расчете налоговой нагрузки.

Очевидно, что нужен реестр неналоговых платежей и их законодательное оформление, процедур, схожих с теми, которые прописаны в Налоговом кодексе.

Намечается рост тарифов на услуги естественных монополий, в частности - на водоснабжение.

ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга», планирует с 1 июля текущего года увеличить на 12% тарифы по водоснабжению и водоотведению для промышленных предприятий. Данное повышение особую значимость имеет для предприятий, обеспечивающих государственный оборонный заказ в связи с тем, что представители заказчика (Минобороны) принимают рост себестоимости только в рамках дефляторов, установленных Минэкономразвития. На этот год запланирован рост в размере 4%. Все, что выше - ложиться на плечи предприятий и тем самым ухудшает их финансовое положение.

В 2017 году число субъектов малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге увеличилось на 17 тысяч и на данный момент составляет 368 тысяч.

По мнению бизнес-сообщества Санкт-Петербурга, «Программа поддержки предпринимательства», реализуемая в городе, очень нужна и своевременна, однако сумма, выделяемая на них, весьма незначительна, даже на фоне менее развитых регионов. В 2017 году малым и средним предприятиям, которые работают в приоритетных для города сферах, было выделено 144,5 миллионов рублей в виде субсидий. В этом году Комитетом по развитию предпринимательства и потребительского рынка намечено реализовывать шесть специальных программ поддержки малого и среднего предпринимательства, общий объем выделенных ассигнований из бюджета Санкт-Петербурга составит 101,5 млн. рублей. В этой связи необходимо рассмотреть возможность увеличения суммы, выделяемой на прямые субсидии, что особенно актуально в кризисное время.

Вопрос по городскому заказу. Напомню, что благодаря инициативе Союза ежемесячно в Центре импортозамещения проводится анонсирование предстоящих закупок. Это публичные мероприятия, направленные на налаживание взаимоотношений между заказчиками и производителями продукции, потенциальными исполнителями государственных заказов. Но, к сожалению, могу констатировать, что цель по увеличению приобретения промышленной продукции, выпускаемой нашими предприятиями, пока не достигнута.

Проблема в том, что анонсирование, по сути, проводится в тот же месяц, когда происходит закупка, совершенно не остается времени изучить конкретную техническую документацию по предлагаемым контрактам, а характер предоставляемой информации не детализирован для выпускающего продукцию предприятия.

Данную проблему и пути ее решения мы докладывали губернатору на прошедшем недавно заседании Промышленного совета, надеемся, что в ближайшее время будут сделаны необходимые шаги по исправлению сложившегося положения.

Создаваемая информационная система промышленности призвана стать одним из эффективных инструментов стимулирования производственной деятельности, продвижения продукции российских предприятий, реализации программ импортозамещения. Система позволяет предприятиям размещать информацию о выпускаемой продукции и перспективных проектах. Но это не просто банк данных. Речь идет о создании полноценной электронной торговой площадки для бизнеса с возможностью заключать на ней сделки, находить партнеров, заказчиков и поставщиков. Данная система позволит петербургским производителям повысить эффективность своей деятельности.

Ещё один вопрос - это проблема с принятием нового откорректированного закона «Об основах промышленной политики Санкт-Петербурга». Проект просто застрял без видимого движения в Законодательном собрании города. Пользуясь случаем, я обращаюсь за помощью к нашему единомышленнику, заместителю председателя Комиссии по промышленности, экономике и предпринимательству Законодательного собрания Ивченко Борису Павловичу. Промышленности города нужен данный закон.

Возвращаясь к показателям развития промышленности города, которые я привел в начале своего доклада, хочу отметить следующее.

Да, Санкт-Петербург последние два года показывает рост индекса промышленного производства. С другой стороны, мы видим большую разницу между видами производственной деятельности. Среди 26 подотраслей, которые  формируются в промышленности, 10 из них сработали в минус в прошлом году. Среди них такие значимые для города подотрасли, как  производство компьютеров, электронных и оптических изделий, электрического оборудования, готовых металлических изделий, химических веществ и химических продуктов, производство прочих транспортных средств и оборудования, прежде всего в отрасли судостроения. Так что нам еще рано почивать на лаврах.

Наш город не сможет сохранить статус научного и культурного центра, если в нем не будет условий для развития производства. Позволю здесь ещё раз процитировать известного американского ученого Элвина Тоффлера, который совершенно справедливо подчеркивал: «туда, куда уходит реальное производство с его сотнями тысяч конкретных задач, требующих изобретательности и напряжения разума - туда уйдут и наука, и образование, и финансы».

Уважаемые коллеги!

Новая технологическая волна серьёзно меняет ландшафт мировой экономики.

В феврале этого года, Президент России В.В.Путин, выступая на съезде РСПП, ещё раз обратил внимание бизнес-сообщества на необходимость повышения эффективности национальной экономики, особенно её научно-промышленного комплекса, прежде всего за счет увеличения производительности труда на базе современных технологий и компетенций.

Сегодня информационные технологии становятся неотъемлемой частью современных управленческих и производственных процессов во всех отраслях экономики. Благодаря высокому уровню профессиональных компетенций ИТ-компаний, а также значительному кадровому и научному потенциалу Санкт-Петербург обладает достаточными ресурсами для дальнейшего развития сферы информационных технологий.

Городу необходимо обеспечить поддержку выхода российских организаций в сфере информационных технологий на зарубежные рынки товаров и услуг, трансфера иностранных технологий, а также защиту и правомерность использования данных и информации.

В соответствии с имеющимися прогнозами мы стоим на пороге существенного изменения структуры всей мировой экономики, перехода на новый технологический уклад.

Хочу напомнить, что в России действует одобренная Президентом В.В.Путиным Национальная технологическая инициатива - государственная программа мер по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России.

В настоящее время в стране действуют 12 рабочих групп, у которых в проработке находятся «дорожные карты» 
по развитию девяти перспективных рынков и трех 
кросс-рыночных направлений.

Санкт-Петербург является лидером по двум из девяти ключевых рынков:

- руководителем рабочей группы Национальной технологической инициативы "Передовые производственные технологии" является проректор нашего Политехнического университета Алексей Иванович Боровков.

- по направлению Национальной технологической инициативы «МариНет» ведущую роль играет «Крыловский государственный научный центр».

Глобальное направление развития экономики России и нашего города - Арктика. Для России Арктика имеет важное, стратегическое значение не только из-за ресурсов, но и ключевой роли в обеспечении ее безопасности. 
В Правительстве города создана соответствующая структура, прообраз того инструмента арктической организации государства, который в будущем должен перерасти в Центр управления всей Арктической зоной России.

Государственная программа «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» предполагает строительство ледокольного флота, специальных судов, авиационных и транспортных средств. В ближайшее десятилетие планируется построить 10 ледоколов, более 150 судов арктического плавания, порядка 30 ледовых платформ для добычи углеводородов. Значительная часть намеченных планов отводится нашему городу.

Завершая доклад, хотел бы ещё раз отметить, что именно мы с Вами несем основную ответственность перед горожанами за будущее социально-экономическое развитие нашего региона.

Союз является единственным в Санкт-Петербурге региональным объединением работодателей, действующим в рамках Федерального закона «Об объединениях работодателей», имеющим широкие полномочия в регулировании социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений с профессиональными союзами и их объединениями, органами государственной власти и местного самоуправления. Особое внимание прошу обратить на возможные социально-трудовые конфликты, возникающие на предприятиях.

Позиция Союза в отношении социально-трудовых конфликтов состоит в том, что прежде всего позитивные, подчеркну - именно позитивные изменения на рынке труда, повышение открытости и социальной ответственности бизнеса будут определять состояние социально-трудовых отношений.

Более чем 25-летний опыт трипартизма в Санкт-Петербурге с оформлением Трехсторонних соглашений и ежегодных обязательств сторон является лучшим доказательством выше сказанного.

В сентябре 2017 года в рамках XXI Международного форума «Российский промышленник» состоялась церемония подписания Обязательств сторон и Регионального соглашения о минимальной заработной плате в Санкт-Петербурге на 2018 год. В соответствии с Соглашением минимальная заработная плата в Санкт-Петербурге, без учёта дополнительных выплат, составит в 2018 году 17 тыс. рублей, что в два раза больше МРОТ в Российской Федерации и значительно превышает размер прожиточного минимума в Санкт-Петербурге.

Надеюсь, что в последующих выступлениях будут даны конкретные рекомендации Президиуму Союза, высказаны предложения в адрес законодательной и исполнительной власти региона, предложены пути совершенствования хозяйственного механизма Санкт-Петербурга.

Благодарю за внимание!