А.Н. Межевич - О Федеральном законе "О промышленной политике в РФ"

 

Ответы на вопросы журнала ЭКСПЕРТ Северо-Запад по ФЗ «О промышленной политике в РФ».

Полный текст статьи  "Реиндустриализация - дело каждого",  журнал "ЭКСПЕРТ Северо-Запад" №6 (695) 2.02.2015

1.  Как можно оценить принятый недавно закон «О промышленной политике в РФ»? в чем его основные отличия от закона СПб «Об основах промышленной политике СПб»?

О необходимости сформулировать промышленную политику страны промышленники СПб требовали все годы реформ, письменно и устно обращаясь в органы власти страны, лично к премьер министру Черномырдину, Президенту Ельцину, последующим руководителям.

В Государственной Думе также раздавались аналогичные требования. В недрах Госдумы в 2008 году появился проект ФЗ  «О промышленной политике», совсем не плохого качества. На основе этого проекта эксперты СПП СПб в конце 2008 года подготовили проект соответствующего закона СПб.  Не дождавшись появления федерального закона, учитывая экономическую ситуацию и требования  промышленников, в городе была образована рабочая группа из представителей ИОГВ СПб и СПП СПб, которая провела работу,  закончившуюся принятием Закона СПб «Об основах промышленной политики СПб»  (№ 221-47 от 08.06.2009). На тот момент, на наш взгляд, это был лучший региональный закон о промышленной политике.

Подписанный и опубликованный 31.12.2014 года ФЗ «О промышленной политике в РФ» («488-ФЗ), безусловно, следует оценивать положительно. Во многом он близок Закону СПб (основа-то одна и та же). Но есть несколько положительных моментов:

1).  Одной из задач промышленной политики  обозначено «создание конкурентных условий осуществления деятельности в сфере промышленности по сравнению с условиями осуществления указанной деятельности на территориях иностранных государств».

Это  очень точно и коротко сформулированная  основная задача промышленной политики государства. Она многоплановая. Фактически она заменяет все задачи по созданию в РФ благоприятного делового климата. Такая формулировка  обеспечивает новый акцент в промышленной политике государства.

25 лет непрерывных реформ отечественный бизнес и промышленность, в первую очередь,  существуют   в сравнении с иностранными государствами в крайне неблагоприятных условиях, созданных российским правительством, слабо реагирующим все эти годы на требования промышленников.  Откуда происходят требования промышленников?  Из объективных обстоятельств действительности. Из их понимания мер, позволяющих им конкурировать с иностранными  коллегами. В этих условиях наша промышленность не может быть конкурентоспособной на международных рынках, за исключением отдельных ситуаций, например, военная техника, где роль государства  практически абсолютна. Условия эти можно назвать контрпродуктивными   по отношению к отечественной промышленности: высокая инфляция, засилие монополистов, высокий уровень налогообложения, отсутствие возможности дешевых и «длинных» кредитов, коррупция  и др.  Итог прошедших лет - практически разрушенные машиностроение, радиоэлектроника, технологическая зависимость страны от запада,  утрата  экономической безопасности страны.

Короткая и емкая задача - создание конкурентных условий  - требует абсолютно конкретных ответов на вопросы, какие именно условия, как и когда их создать?  С этой точки зрения прав академик Е. Примаков, который в своей статье «О России сегодня» (Российская газета, 14.01.2015) пишет:  «Если даже в массе своей мы понимаем, что нужно что-то делать, но что именно? Просто добросовестно трудиться на своем рабочем месте? Да, это необходимо. Но не менее необходимо знать - во имя чего трудиться. Такого, к сожалению, не происходит.»

Конкретная формулировка в законе требует конкретных действий. Если подобной конкретики не будет, это будет означать, что не будет обеспечено выполнение федерального закона. Последствие должно быть тоже конкретное  - смена  исполнителей. Все конкретно. Ничего личного. Только государственные интересы и главенство Закона.

2). Введены новые инструменты поддержки (стимулирования) промышленной деятельности

 -  фонды развития промышленности федерального и регионального уровня,

-   государственная информационная система промышленности,

-   специальный инвестиционный контракт (заключается на срок до 10 лет, в законе оговаривается, что при изменении законодательства в период действия инвестиционного контракта, вводящих ограничения и запреты по промышленной деятельности,  то они не применяются  в отношении инвестора,  являющегося  стороной инвестиционного контракта; для инвестора  гарантируется  стабильность  совокупной  налоговой  нагрузки на срок действия контракта),

-  приоритет промышленной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, перед промышленной продукцией, произведенной на территориях иностранных государств,   при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

3).   В законе  затронуты вопросы территориального  развития промышленности и оговорены особенности промышленной политики в оборонно - промышленном комплексе.

Это важные нормы. Главное, чтобы как можно быстрее появились подзаконные акты, которые должны быть созданы Правительством РФ,  были разработаны  и объявлены механизмы  применения этих норм.

Преимуществом  закона СПб следует считать  норму о Промышленном совете СПб, который объявлен  постоянно действующим совещательным органом в области промышленной политики Санкт-Петербурга и развития промышленности Санкт-Петербурга, в составе которого должно быть не менее половины представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов промышленной деятельности.  (Кстати,  это норма была и в проекте федерального закона, но  исключена  в процессе обсуждения и согласования).

2. Как принятый ФЗ может повлиять  на развитие промышленности СПб? Какие пункты закона являются важными для развития промышленного потенциала в условиях  макроэкономической структуры?

Главное -  не сами по себе нормативные правовые акты. Главное - качество их исполнения, зависящее, в том числе,  от профессионализма,  инициативности и ответственности  исполнителей . С этой точки зрения городской закон дает полную свободу действий. И влияние федерального закона не следует переоценивать.  Но все-таки, следует отметить,  что перечисленные выше новые инструменты поддержки  должны оказать свое положительное влияние.

Кроме того, надо учесть, что городской закон работает уже  пять с лишним лет. За этот период многое изменилось в экономической жизни, в подходах к решению некоторых проблем промышленности. Корректировка городского закона  назрела уже пару лет тому назад.

Федеральный закон вступает в действие через 180 дней со дня опубликования. До этого момента следует принять меры по корректировке закона СПб, с  введением в него новых инструментов поддержки промышленности, и по разработке региональных механизмов их применения.

3.  Есть ли у ФЗ недостатки и в чем они состоят?  Является ли достаточным предложенный в нем инструментарий  для поддержки промышленности?

Заметных недостатков нет. Установленные законом меры поддержки промышленности  вполне достаточны для сегодняшней экономической ситуации.

 

21.01.2015

А. Межевич, советник президента СПП СПб, лауреат Государственной премии СССР, Заслуженный машиностроитель РФ.