11 сентября 2013 года в Комитете по экономической политике и стратегическому планированию Санкт-Петербурга в рамках разработки Стратегии-2030 состоялось экспертное обсуждение результатов анализа и выявленных проблем и приоритетов социально-экономического развития Санкт-Петербурга. В ходе встречи были представлены основные результаты SWOT-анализа, сценарии и сценарные условия развития Санкт-Петербурга, предложения по территориально-экономическому зонированию города. В работе заседания принял участие исполнительный вице-президент СПП СПб Николай Ковалев.
В качестве сильных сторон Санкт-Петербурга в рамках обсуждения результатов SWOT-анализа экспертами выделены: выгодное местоположение на пересечении транспортных коридоров, выдающееся историко-культурное наследие, диверсифицированная многоотраслевая структура экономики, включенность в агломерационные процессы, концентрация образовательных и научных учреждений, обеспеченность всеми видами транспорта и строительство нового терминала, значительная территория и наличие малонарушенных природных объектов и прочее. Среди слабых сторон: экстенсивное развитие города и формирование некачественной городской среды, отставание развития инженерно-транспортной инфраструктуры от потребностей, высокий уровень недоремонта многоквартирных домов, старение населения и дефицит кадров, несоответствие структуры выпуска учреждений профессионального образования потребностям, медленная реструктуризация предприятий промышленности, высокий уровень административных издержек для ведения бизнеса.
«Сегодня важно понимать, какой потенциал имеет Санкт-Петербург, и как его использовать для получения оптимального результата. Реализация приоритетов социально-экономического развития тормозится, прежде всего, наличием проблем. И их решение является для нас первоочередной задачей», - отметил председатель КЭПиСП Анатолий Котов.
По мнению начальника отдела территориального стратегического планирования Леонтьевского центра Артура Батчаева на развитие Санкт-Петербурга способны оказать влияние такие внешние международные факторы, как международная политическая обстановка, состояние мировой экономики, технологические изменения и ход научно-технического прогресса, цены на нефть и газ как основу российского экспорта, политическая и социально-экономическая ситуация в стране, регулирование внешнеэкономической деятельности, демографическая и миграционная политика, особенности реализации государственной региональной политики, административной, бюджетной, пенсионной реформ, преобразований в сфере ЖКХ. Анализ всех этих факторов ляжет в основу разработки возможных сценариев развития Санкт-Петербурга (инерционный, инновационный, базовый).
Разработчиками Стратегии-2030 также выделены ключевые особенности социально-экономического развития Санкт-Петербурга в долгосрочной перспективе. Так, Санкт-Петербург ожидают более медленные темпы экономического роста в сравнении с периодом 2004-2007 гг., при сохранении опережающей динамики развития экономики в сравнении с Россией в целом. Расширятся возможности дальнейшего использования конкурентных преимуществ выгодного геополитического положения Санкт-Петербурга, при этом увеличится число выполняемых международных и федеральных функций. Промышленность сохранится в качестве ведущей отрасли материального производства с ростом в ее структуре доли высокотехнологичного наукоемкого сектора. Повысится роль новых видов хозяйственной деятельности в структуре экономики и в развитии города в целом. Экспертами также прогнозируется устойчивый рост численности населения за счет положительного сальдо миграции. Уровень доходов населения будет повышаться. Начнется более интенсивное освоение пригородных территорий, прилегающих к административной границе с Ленинградской областью. Усилится конкуренция за основные ресурсы регионального развития (трудовые, инвестиционные и прочие) с целым рядом других быстроразвивающихся субъектов РФ.
Формирование в границах Санкт-Петербурга территориально-экономических зон (ТЭЗ), по мнению экспертов, - один из способов достижения стратегических целей развития города. Критериями выделения ТЭЗ являются наличие существующих и потенциальных точек роста экономики и социальной сферы, достаточная численность населения в зонах, прилегающих к точкам роста, наличие ресурсов территориального развития, соотношение количества занятых в экономике ТЭЗ к числу проживающих достаточное для экономического роста, наличие экономической связности субъектов экономики на территориях города и возможностей для осуществления балансировки ресурсов территориального развития и точек роста территорий.
«Внедрение новых подходов к территориальному развитию Санкт-Петербурга будет способствовать росту производительности труда, доходов жителей, налоговых поступлений, связанный с улучшением транспортной доступности мест приложения труда; созданию новых центров социально-экономического развития Санкт-Петербурга, росту привлекательности периферийных территорий для размещения производственных и общественно-деловых зон, снижению затрат на строительство и эксплуатацию городской инфраструктуры как итога скоординированной политики по ее развитию на территориальном уровне», - отметил в завершении встречи директор практики управленческого консалтинга Леонтьевского центра Леонид Ивановский.